Вместо красок — нефть. Уникальная выставка с ямальскими мотивами открылась в Тюмени
Северная архаика. Выставка под таким названием с северными мотивами проходит в Тюмени. Автор работ - художница Альфея Мухаметова. Она изобрела технику рисования нефтью. vesti-yamal.ru побывали в мастерской художницы
Вместо красок — нефть, а вместо кисти — собственные пальцы. Ими художница Альфея Мухаметова чувствует этот капризный, тягучий материал. И понимает где и сколько его нужно положить на бумагу. Ведь ошибаться здесь нельзя.
Кисточкой лишь дорисовывает детали. Технику рисования нефтью Альфея Мухаметова осваивала и изобретала сама. Путем проб и ошибок.
«Много переделывала, перепробовала, потому что материала никакого подготовительного нет, с кем поговорить посоветоваться тоже нет», - сказала Альфея Мухаметова, художница, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.
Теперь эти монохромные картины, пахнущие черным золотом, — ее фирменный знак. На ее авторской выставке «Северная архаика» работы, выполненные нефтью, занимают отдельный зал. Большая их часть посвящена теме севера. Он вдохновляет ее всю жизнь. А началось все с Ямала. В 79-ом году после окончания нижнетагильского худграфа Альфея Мухаметова поехала в Салехард.
«Мне показалось, что я там найду много интересного для себя — это этнография, быт народов севера. И с тех пор эта тема севера шла красной нитью. На многих выставках многие замечают, что я очень яркими красками представляю север свой. В моем представлении он теплый ласковый, нежный», - рассказала Альфея Мухаметова, художница, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.
Читайте также: Они стояли у истоков добычи: в Югре открылась выставка картин, написанных нефтью
Художница ездила по ямальской тундре, изучала культуру и быт коренных народов. На Ямале она пробыла совсем недолго, но впечатлений ей хватило на всю жизнь. Теперь они в ее работах. Одним из самых ярких моментов была встреча с поэтом Леонидом Лапцуем. Ему Альфея Мухаметова предложила написать портрет.
«Он мне говорит: «Я тебе позировать не буду, вставай туда и если сумеешь что-то нарисовать, рисуй». Он мне дал 2 часа и я сделала портрет с него. Потом стою на остановке, держу этот портрет и люди проходят, - Лапцуй, Лапцуй, - узнают его», - сказала Альфея Мухаметова - художница, член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.
Сейчас этот портрет - в музее города Мегиона, где она прожила много лет и возглавляла собственную этнографическую художественную школу. Тема севера продолжалась и там.
Природа и жители тундры, шаманы и мифологические существа. Все это и в ее картинах в технике батика, и в керамике. Это ее последнее увлечение. Глину, как тесто, раскатывает на специальной машинке.
Глина, говорит художница, чувствует настроение и не поддается, если оно плохое. Готовое панно обжигает здесь же в домашней мастерской. Маленькая муфельная печь нагревается до температуры 1200 градусов.
Альфея Мухаметова — экспериментатор. Она изобрела множество собственных техник. Работает с войлоком, песком, камнями. А вот например коллаж из бумаги авторского отлива. Начинается все со свежей бумажной массы.
Потом на бумаге тиснение уже пошло и элементы керамики, все соединяю. И последнее идет тонировка нефтью. Так она смешивает сразу несколько техник в одной работе.
Материалы разные, но тема везде одна — север. Он питает ее и сейчас после переезда в Тюмень.
Читайте также: Вместо входного билета — акваланг: в Карелии открылась первая в мире подледная фотовыставка