Томские учёные изучили почти 60 километров дороги Салехард–Надым
Их выводы помогут строить трассу качественнее и эксплуатировать её надёжнее
Это одна из самых первых попыток заасфальтировать автодорогу, которая сегодня соединяет северо-запад округа с "большой землёй". Проектировать её начали 2005 году, прокладывать - в 2011, в тундре и лесо-тундре, вдали от населённых пунктов. До 2021 года в середине трассы было150 километров зимника. Чтобы в сжатые сроки открыть круглогодичное сообщение, дорогу достроили в щебне. Тогда же специалисты предложили вариант с холодной регенерацией.
Один из проблемных участков. С девяностого года на Ямале теплеет в среднем на одну десятую градуса в год. Из-за климатических изменений устарели исследования гидрологов. Сейчас местные озёра, а также более полусотни ручьёв и небольших речек контролируют учёные из Москвы и салехардского Научного центра изучения Арктики.
Учёные из Томска предложили метод глобального контроля. Вертолёт оснастили модулем для лазерного сканирования, чтобы определять деформацию с точностью до нескольких сантиметров. В прошлом году изучили полторы сотни километров самой трассы. В этом - намерены пролететь шестьдесят, но захватывая не только само полотно, но и прилегающую территорию.
Смотрите также: Три дня для выбора: как на Ямале проходит голосование
Закончить асфальтировать трассу планируют в будущем году, в этом по плану 50 километров, и останется примерно столько же. Как показатель того, что артерия для экономики округа важна - сразу после после запуска в круглогодичном режиме свои магазины в Салехарде, Лабытнанги, Аксарке и Харпе открыли крупные федеральные сети.