Познать душу Севера по кости. Салехард собрал представителей школ резьбы со всей страны
Сделать мамонта на века – такое задание получили участники VIII выставки косторезного искусства в финале большого фестиваля. Каждый мастер старался не просто выполнить работу, но и показать свою школу резьбы.
Гул бормашин, а запах, как в стоматологии. В полукруге работают лучшие косторезы России. Раз в два года, на выставке, им выпадает подобный случай – обменяться опытом. Константин Мамонтов единственный в этом братстве - профессор. За плечами заслуженного художника из Якутии - 40 лет педагогической практики.
Учебные заведения для косторезов Константин открывает сам: художественная школа, колледж технологии и дизайна, Арктический государственный институт культуры и искусства.
«Косторезных школ очень много. На нас похож Таймыр, Чукотка, мы же на Крайнем Севере живем, поэтому похожи. Отличается Архангельск, мы совсем другие. Они дают кружева, а мы объемные фигуры», - говорит Константин Мамонтов, профессор кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики ФГБОУ «Арктический государственный институт культуры и искусств», г. Якутск.
Еще со средних веков архангельская школа славилась техникой прорезной резьбы. Миниатюрные скульптуры, а также женские украшения из кости. Тобольск – бывший торговый центр Сибири - тоже сохранил немало секретов косторезного искусства. Продукция мастеров всегда отличалась высоким качеством и сюжетным разнообразием. Правда, современные косторезы Тобольска представляют Север по тому наследию, что осталось от предшественников. Поэтому порой детали в их изделиях расходятся с реальностью.
«Большая часть резчиков и не видела Север. Даже эту собачку лайку они не видели (прим. - показывает на фигурку), поэтому иногда не верно выглядит одежда, не верно запряжен олень или вообще это не олень, есть такое», - рассказывает Минсалим Тимергазеев, арт-директор ООО «Минсалим», член Союза художников России.
Свои традиции чуть было не утратили в Красноярском крае. Заведующая сувенирной мастерской Надежда Ивчук вот уже 4 года пытается возродить косторезную резьбу эвенков. Образцы их мастерства чудом сохранилась в Таймырском музее.
«Увидела, что есть резная кость, заболела. Они находили бивни мамонтов, распиливали и делали на оленьей упряжке щитки. Разрисовывали, все не просто так. Делали посуду, ложки, чашки из бивней делали, и все это украшали», - говорит Надежда Ивчук, заведующая сувенирной мастерской «Чиктыкэн» центра народного творчества «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр», Эвенкийский муниципальный район Красноярского края.
Традиционным итогом стало объявление результатов конкурса. Тонкая резьба, интересная фактура, сюжетная композиция – все эти важные компоненты смог отразить Николай Киргизов. Пальму первенства восьмой Межрегиональной выставки художественного косторезного искусства увезла Таймырская школа.