Оленные отряды Великой Отечественной
Это олень Яша. В 1942-м году в Мурманске во время одной из бомбежек его снял военный фотограф Евгений Халдей. Яша стал одним из символов войны в Заполярье. Боевые действия на Кольском полуострове начались в первые дни войны. Захватить Мурманск — стратегически важный северный порт, который никогда не замерзал, эту задачу немцы так и не смогли осуществить. Никто так хорошо не знал эти места, как коренные жители — кольские саамы. Каменистые сопки, тундровые долины, бурные ручьи, которые зимой сковывал лед, пройти здесь можно было только на оленьем транспорте. Местных оленеводов в Красную армию призвали в ноябре 1941-го года, а в декабре они со своими оленями уже участвовали в боях.
ЮРИЙ КАНЕВ ИСТОРИК Г. НАРЬЯН-МАР
«Малые народы в этом отношении попали в жернова большой войны. Впервые попали. До этого ни ненцы, ни саамы никогда не воевали. Если не учитывать межродовых войн, которые были в 18 веке. Весь 19 век и начало 20 они вели очень мирный образ жизни. В армию их не призывали. Интересно, что финских саамов начали призывать с 1924 года в армию, а у нас с 1939 года перед самой войной стали призывать саамов и ненцев».
Юрий Канев — директор одной из школ Нарьян-Мара. Историк по образованию, он написал книгу «Оленная армия» об участии оленеводов Ненецкого автономного округа в Великой Отечественной войне. Сейчас переписывается с финскими исследователями и собирает данные для второй книги. Финляндия, воевавшая на стороне Германии, тоже призывала своих саамов. Были еще норвежские саамы, которые подвергались преследованию. Норвегия была оккупированной территорией, и немцы боялись добровольных помощников — партизан. Малые народы, которые сохранили традиционный уклад жизни, никого не угнетали, а если и боролись, то только с силами природы, вдруг попали в совершенно новые, неестественные для них обстоятельства.
Нарьян-мар — столица Ненецкого автономного округа. Точка, где пересекаются история и современность, переплетаются культуры и традиции разных народов, где доживают свой век советские постройки и возводятся старообрядческие храмы. В 17 веке в нескольких километрах отсюда глава старообрядчества Аввакум пострадал за веру и был сожжен. А в историю 20 века вошли обычные тундровики. Сохранив свою самобытность, они отправились со своими оленями в долгий путь на фронт. 20 ноября 1941-го года вышло постановление Государственного Комитета Обороны о мобилизации оленей, оленьих упряжек и каюров в Коми АССР и Архангельской области, куда входил и Ненецкий национальный округ. Более 12 тысяч ездовых быков невиданная доселе оленная армия отправились на Карельский фронт. До Архангельска добирались своим ходом, а оттуда по железной дороге на фронт.
В единственном в мире памятнике, посвященном олено-транспортным эшелонам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, продумано все до мелочей: если ворон, то летит не куда то, а строго на север, домой, если лайка, то смотрит не безучастно в сторону, а охраняет своего хозяина и, конечно, оленя.В центре композиции — оленевод. По одну сторону от него олень, по другую оленегонная лайка. Диск символизирует восходящее над тундрой солнце.
АНГЕЛИНА АРДЕЕВА ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ЖУРНАЛА «ВЫНГЫВАДЕ» («СЛОВО ТУНДРЫ»), Г. НАРЬЯН-МАР
«И когда у нас было 4 предмета, у нас было такое чувство, я ведь историк-этнограф по профессии, было такое чувство, что у нас чего-то не хватает. Вот тогда я предложила, чтобы над восходящим диском, солнцем, летела священная птица ворон».
Долго думали скульпторы — давать оленеводу в руки ружье или довольно одного хорея. Воинственный герой не вязался с привычным образом мирного тундровика. Но в той войне многим пришлось выполнять не свойственные в мирное время обязанности. Оленеводов с их упряжками использовали не только для транспортировки снарядов, оружия и раненых. Они и в рейд, в тыл врага ходили, и как меткие охотники стреляли не хуже немецких снайперов. Алексей Яковлевич Ледков ушел на фронт в декабре 1941-го. Воевал Алексей Яковлевич, на Карельском фронте. Не сразу командир поверил, что для опытного охотника одним выстрелом попасть в глаз белки — раз плюнуть.
Повод отличиться не заставил себя ждать. В одном из рейдов он вызвал огонь на себя.
ТАТЬЯНА ДРОЗДОВА ДОЧЬ УЧАСТНИКА ОЛЕННО-ТРАНСПОРТНОГО БАТАЛЬОНА
«Надо было узнать, где боевая точка. И он проехался на своих оленях, перед вражескими окопами. Этот рассказ есть в ненецком букваре, для первоклассников в национальных школах».
Умер Алексей Ледков в 1996-м году. Незадолго до смерти своими руками изготовил для внука пояс — тасму, с обязательными для тундровика точилом и ножнами с ножом. А старинные медные украшения он снял со своей тасмы. И кто знает, может, именно они оберегали его на фронте.
Родные запомнили его неутомимым тружеником. С таких пишут картины. Собственно, он и стал одним из героев картины известного советского художника Дмитрия Свешникова. Тот, правда, зачем-то пририсовал оленеводу сигарету. Алексей Яковлевич потом часто сокрушался: никогда не курил, а тут выставили в таком свете. Единственная запись в его трудовой книжке — пастух. В колхоз вступил в 1930-м году. Семья тундровика до революции жила в достатке. От коллективизации хотели было с братьями убежать в Западную Сибирь, но Уральские горы перейти не решились. Приняли все как есть. Когда пришла война и призвали в армию, без лишних слов ушли на фронт. Он и три брата. Один из них не вернулся с войны.
На Ямале выпасается самое большое в мире стадо оленей, более шестисот тысяч голов. Местные исследователи не сомневаются, что в оленно-транспортных эшелонах участвовали и ямальские оленеводы. Правда, документальных подтверждений этому пока немного. Есть несколько строчек поэта, журналиста Константина Симонова, опубликованные в 1942-м году в газете «Красная звезда».
СЕРГЕЙ ШУЛИНИН КРАЕВЕД, Г. САЛЕХАРД
«И там есть очень короткая фраза, в которой говорится, что были оленеводы, они курили свои трубки, оленеводы те были с Ямала. Я думаю, его слову можно доверять. Но кто именно, какие именно фамилии, этих участников оленно-транспортных батальонов, призванных, либо родившихся на Ямале, пока не известно».
Часть исследователей полагает, что из-за отдаленности Ямало-Ненецкого округа и неразвитой транспортной схемы, использовать ямальских оленей не было смысла. Впрочем, это не исключает участия ямальских оленеводов в оленно-транспортных эшелонах. Малые народы в Ненецком округе и на Ямале переплетены тесными родственными связями. Так что история оленной армии может пополниться еще не одной страницей и не одним героем.