Надежды российских металлургов. Когда появится обогатительная фабрика и как добывают хромиты в горе Рай-Из
За прошлый год в горном массиве Рай-Из на Полярном Урале добыли порядка 340 тысяч тонн хромовой руды. И стабильная добыча этого сырья, благодаря челябинским металлургам, налажена на десятки лет вперёд. Недавно сюда завезли новую технику. А в ближайших планах – строительство обогатительной фабрики недалеко от поселка Харп.
В горе Рай-Из разрабатываются новые горизонты хромитовых штолен. Челябинский электрометаллургический комбинат даже прикупил для этого новую технику, которую сюда удалось доставить в начале марта.
«Привезли три новые машины. Из них – два погрузчика – СТ-1030 и СТ-2Д и один самосвал МТ-2010», - рассказывает Максим Голдаев, механик обособленного структурного подразделения Горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».
Для работы в условиях вечной мерзлоты техника закупается самая надёжная. Здесь бок о бок трудятся и европейские погрузчики, и российские Уралы, и самосвалы международной фирмы «Ивеко».
«Машина удобная чем? Есть кондиционер, есть камера заднего вида, вентиляторы. Тепло – печка есть. Комфортно. Работать очень удобно на этой машине. Грузоподъемность у неё 23 тонны. Но так-то – полностью не загружаем. Поменьше получается. Смотря какая руда!», - говорит Хамит Явгасин, машинист обособленного структурного подразделения Горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».
Состав специалистов, работающих вахтовым методом в штольнях месторождения Центральное, тоже – интернациональный. Не каждый профессионал выдержит двенадцатичасовые смены в ледяных пещерах арктического региона.
Планы у Челябинского электрометаллургического комбината на хромиты Полярного Урала – на десятки лет. Альтернативы здешним месторождениям в России сейчас практически нет.
«Мы возобновили проходку и готовим второй блок к добыче. Этот блок уже будет отрабатываться в рамках всего проекта большой шахты, который сейчас разрабатывается одним из московских институтов. Где-то на сентябрь месяц планируется проведение государственной экспертизы этих грандиозных планов. Это даст стабильную добычу. Размер добычи будет обоснован проектом, но я не думаю, что он будет превышать 30 тысяч. Но это продлит срок службы шахты – приблизительно оценивается это в 15 лет», - отметил Владислав Гиске, начальник обособленного структурного подразделения Горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».
Добывать хромиты в заполярных горах непросто. Руду до железной дороги, например, приходится доставлять в несколько приёмов.
«Сюда возят с рудника, на «Урале». Здесь перегружают, а я отгружаю на «Ивеко» и отправляю на ЦПОК, на дробление», - объясняет Ким Романов, машинист экскаватора обособленного структурного подразделения Горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».
Но даже такие транспортные препоны – выгоднее, чем закупать дефицитную руду там, где брали её раньше, – в Казахстане. Ведь после распада Советского Союза, в соответствии с классическими правилами рынка, стоимость казахстанских хромитов достигла мировых цен и даже превысила их. Поэтому и разрабатываются в любимом ямальцами Рай-Изском горном массиве новые километры штолен.
«Сейчас мы находимся на штольне – горизонт – плюс 420 метров. Проходческие работы у нас возобновились на горизонте – плюс 540 метров. То есть на 120 метров выше. Подходим к рудному телу. То есть – будем нарезать и готовить к добыче», - рассказывает Спартак Реберг, начальник участка проходческих и горно-капитальных работ обособленного структурного подразделения Горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».
Сырьё, поступающее с Ямала в печи челябинских металлургов, содержит более сорока процентов хрома и не требует обогащения. Но когда такие качественные запасы истощаться, необходимо будет подготавливать руду до отправки на комбинат, чтобы не возить сотни тонн пустой породы за тысячи километров.
«В ближайшее время, конкретно – в 2017 году, начнется строительство обогатительной фабрики уже здесь, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за поселком Харп», - поведал Владислав Гиске, начальник обособленного структурного подразделения Горнодобывающего управления ОАО «ЧЭМК».
Дефицит хромитов у российских предприятий сейчас составляет порядка миллиона тонн в год. Поэтому хромовые руды Полярного и Приполярного Урала, ресурсы которых оцениваются в 914 миллионов тонн, могут стать настоящей палочкой-выручалочкой для металлургической промышленности страны.