На фестивале в Магадане российские мастера показали высший пилотаж косторезного искусства. Отличился и наш земляк
70 народных мастеров из восьми регионов страны встретились на фестивале «Косторезное искусство народов России», который состоялся в Магадане. На конкурс ремесленники привезли более восьми сотен скульптур из рогов оленя, барана, черепов мамонта и моржей. Были представлены работы и от Ямала.
С корабля на бал. Точнее, с самолета сразу в галерею. В чемоданах – годы работы. Высший пилотаж косторезного искусства. Кружева из рога оленя, лося, барана, бивней и черепов мамонтов и моржей. Техника ювелирная. Скульптуры очень хрупкие.
В колымскую республику приехали резчики из Чукотки, Архангельска, Владивостока, Камчатки, Ямала, Тюмени и Якутии. Для выставки мастера резьбы по кости искали вдохновение в античной мифологии, японской миниатюрной скульптуре нэцкэ, парусных кораблях и женской красоте.
Главное, посмотреть, поделиться опытом и вдохновиться. Художники говорят, что по скульптуре сразу можно сказать, откуда она родом. Например, якутскую и камчатскую перепутать невозможно.
«Бык тянет телегу. У нас на Камчатке быков не было, чтобы тянул телегу, и мы это навряд ли сделаем, а в Якутии он тянул», - говорит Андрей Адуканов, косторез, Камчатка.
Якутская косторезная школа считается одной из самых сильных в России. Ее мастера уверены, их работы ценятся не только за дорогой материал, все произведения – это искусство, все уникально и неповторимо.
«Заказчик как скажет, так он и сделает, а творческую составляющую – как олень ходит, как лошадь стоит, то здесь он сам ищет пропорции, ищет пластику», - пояснил Михаил Слепцов, косторез, Якутия.
Главная интрига фестиваля – чья косторезная школа победит. За лучшую технику, за сюжетную композицию, за духовность, за дебют. Как тост звучат названия номинаций. Но из главного кубка выпьет только один.
И вот развязка всей кульминации - Гран-при фестиваля взял Михаил Слепцов. Отметили и нашего земляка – Радиона Бекшенева. Он победил в номинации «Утилитарные изделия из кости». Ямальский художник чтит традиции Тобольской косторезной школы, но, как большой мастер, имеет свои секреты, один открыл - не отбеливает кость перед работой, в бытовых вещах очень полезно сохранить природную фактуру материала. На выставку он привез 6 работ.
«На вашей земле, в Магадане – это первая выставка. Я уже забыл, где участвовал, по всей стране ездил, были выставки и за рубежом: Канада, Китай, Германия», - вспоминает Радион Бекшенев, косторез, народный мастер ЯНАО.
Фестиваль – это редкий случай вживую прикоснуться к искусству, услышать, почувствовать и прицениться. Это тот самый случай, когда художник и настоящий ценитель красоты сходятся в оценке. Они присматриваются друг к другу и навсегда знают – отдавший душу и увидевший её за ценой не постоит. Красота - это навсегда.