Кочевые юристы, и консультации посреди тундры: что волнует коренных северян сегодня?
Юрист с доставкой на дом – этим давно уже никого не удивишь. Но вот чтобы юристы и чиновники меняли элегантные костюмы и элитные туфли на малицы да унты, а комфортные кабинеты - на долгую дорогу к чуму, - такие бесплатные юридические консультации с выездом в тундру до сих пор воспринимаются, как нечто экзотическое даже в арктическом регионе. Павел Разуваев решил узнать, какие вопросы не дают покоя тундровикам.
Ветром в ненецкой мифологии управляет, по распоряжению верховного бога – Нума, гигантская птица с семью парами железных крыльев – Минлей. И люди, дававшие имя этому стойбищу «Минлей», считают, что они живут в ладу с самыми сильными духами. Но сегодня и этим людям потребовалась помощь.
Хозяйка стойбища решила заняться новым делом. Вот и пригласила в гости юристов да специалистов местных общественных организаций.
«Такой формат приёма – выездной – именно в чуме – он позволяет раскрепоститься кочевникам, сэкономить их деньги и время», - рассказал Тимур Акчурин, исполнительный директор Союза оленеводов ЯНАО.
Чаще всего, по словам юристов, им приходится консультировать тундровиков по вопросам предоставления жилья, переселения в южные регионы страны, пенсиям и льготам для коренных северян.
«Обращаются – мы стараемся помочь. Конечно, вопросы – может, для нас они кажутся какими-то маловажными, а это всё-таки вопросы насущные для людей, вопросы жизни какие-то!», - говорит Константин Балякин, исполнительный директор регионального отделения Ассоциации юристов России.
Уже полтора десятка лет специалисты объединения по экономическому развитию коренных народов Севера не ждут людей в своих кабинетах, а добираются до оленеводческих стойбищ, охотничьих заимок и рыбацких факторий на вездеходах, вертолётах и лодках.
Без такой поддержки предпринимателю в тундре – не выжить.
«Это связано не с тем, что он что-то не понимает. Он всё прекрасно понимает. Но дело в том, бумажная волокита – это тоже работа своего рода, для этого профессионализм нужен. Пропадают хорошие инициативы из-за отсутствия информации. То есть юрист должен вести, я так думаю, тоже почти, кочевой, наверное, образ жизни», - сообщила Галина Матарас, хозяйка стойбища «Минлей».
Сегодня в регионе работает шестьдесят четыре общины коренных народов Севера. Так что, юристам всё чаще приходится шагать по сугробам ямальской тундры.