Процедура поднятия буя не простая: как ямальские реки готовят к зиме
Три с половиной тысячи километров речных путей. Сезон в очередной раз сковывает водные артерии Ямала. Мы привыкли свободно передвигаться по ним, но не всё знаем о тех, кто готовит их к зиме. Корреспондент vesti-yamal.ru Марина Михайлова узнавала как.
Теплоход «Иван Ковригин» вновь выходит в рейс. Экипаж из семи человек из Омска все лето работал на реках Ямала - от Наричинской Оби: в реках Ныда, Звягинская, Зерло и Надым и фактически до Нового Порта. В начале сезона устанавливали плавучую обстановку, все лето следили за рабочим состоянием буев и бакенов. Пришла пора демонтажа.
«Сейчас пойдем до паромной переправы. Снимать обстановку плавучую. Начнем с 90 буя, и у Нефтебазы будем снимать», - рассказал Владимир Свижевский, капитан теплохода «Иван Ковригин».
«Иван Ковригин» впервые вышел в рейс 35 лет назад. За раз может загрузить 40 буев. За техническим состоянием судна и за работой плавучего крана следит старший помощник капитана Николай Танкович.
«На мне все механизмы, двигателя, полностью. Железо оно и есть железо, когда-нибудь, что-нибудь и ломается. Стараемся делать», - сообщил Николай Танкович, механик старший помощник капитана теплохода «Иван Ковригин».
Каждый буй имеет свой номер. Плавучий маяк устанавливают на участках с сильным волнением. Он оборудован сигнальным фонарём. Удерживаются они на месте с помощью якорного устройства. На особо опасных участках их может быть по две штуки. Поднять каждую железяку не так-то просто. Судно приходится иногда ставить на якорь. При сильном ветре зацепить крюком металлический поплавок с первого раза удается не сразу.
Процедура поднятия буя не простая. Вот это навигационное оборудование весит 300 килограммов. Но, по словам механиков-матросов, на Обской губе им, например, приходится поднимать буи размером в два раза больше.
«Главное смотреть по сторонам. Бывает отрываются рымы у буя. Тогда буй может упасть. Кран дергает, когда подымает, буи шатаются. В общем, нужно крутить на 360 градусов головой, все смотреть», - говорит Сергей Сазонов, моторист-матрос теплохода «Иван Ковригин».
Бывало, что буи срывались с крючка. К удаче матросов, они падали за борт, в воду. Чтобы такое не случалось и вообще избежать беды, прохудившиеся конструкции хорошенько подлатают и отремонтируют к следующему сезону. Всего на реках Ямала путейцы должны демонтировать 3300 берегового и плавучего инвентаря. Из них 450 железных все тех же капризных буев.