Хранители флоры и фауны Севера. Как ведётся надзор за спокойствием природы Ямала?
Рейды для хранителей северной флоры и фауны – дело привычное. Причем проводят их не только по земле и воде, но и с воздуха. На этот раз под прицелом ямальская тундра. В этот раз авиа-патруль пролетел более 1000 километров. Искать нарушителей с воздуха отправилась и наша съемочная группа.
Запуск двигателя и вертолет Ми-8 поднимается в воздух. На его борту инспекторы по охране биоресурсов округа и рыбоохраны. На этот раз курс на север, а точнее в Ямальскую тундру. В эти дни авиапатрулирование считается самым эффективным методом контроля общедоступных угодий и нерестовых рек на отдаленных и труднодоступных территориях.
«Маршрут у нас проходит по реке Кара, Щучье, так же планируем пройти по реке Юрибей. Обращаем внимание на вылов рыбы и нарушения природоохранного законодательства в сфере охоты», - говорит Кирилл Попов, государственный инспектор ГКУ «СЛУЖБА по ОХРАНЕ БИОРЕСУРСОВ ЯНАО».
Порой, маршрут авиапатруля проходит там, где не ступала нога человека. За время рейда пилоты совершают несколько посадок и взлетов на местности, где могут находиться предполагаемые нарушители. Причём делают они это не на специально оборудованных вертолетных площадках, а прямо посреди тундры. Такая работа под силу только настоящим профессионалам.
«Выпал первый снег, то есть при каждой посадке образуется снежный вихрь. Зависаешь повыше - раздуваешь вихрь. Подобрать площадку уже становится сложнее. Во время авиапатрулирования можем два десятка взлетов и посадок сделать, можем ни одной. Если найдем браконьеров – садимся, если нет - только патруль», - пояснил командир Ми-8 Виктор Вакуев.
Одна из посадок прямо на побережье Обской губы. Несколько строений, помещения которых напоминают подпольный цех по заготовке рыбы. Орудия лова, ящики, бочки и соль говорят о том, что здесь промысел шёл полным ходом. Вот только самих хозяев на месте не оказалось. Реки уже покрываются ледяным панцирем, а потому люди, скорее всего не вернутся сюда до окончательного ледостава.
В настоящее время рыбалка, на нерестовых реках запрещена до 5 ноября. Тем не менее, по словам инспекторов рыбоохраны, по опыту прошлых лет, в эти сроки нерадивые рыбаки все же закидывают орудия лова для добычи белорыбицы. «Несколько лет назад было изъято почти полторы тонны незаконно добытого омуля. Да, были случаи и зимой огромное количество сетей снято – это когда отрабатываем Обскую губу», - рассказывает Олег Беляев, государственный инспектор службы ФАР по
На это раз во время авиапатрулирования поймать нарушителей с поличным не удалось. Но теперь у инспекторов есть наработки и координаты, которые в дальнейшем помогут сделать их работу по борьбе с браконьерством более эффективной.