Даже малейшая ошибка может стоить жизни. Как работают водолазы «Ямалспаса»
Водолазный бот Ямалспаса отправился в очередной рейс. Это стационарное судно специальной постройки сделано для проведения водолазных работ. С него происходят погружения, на нем доставляют пострадавших и провизию к месту поисковых мероприятий. В работу службы погрузилась и наша съемочная группа. Один день из жизни водолазов Ямалспаса в нашем следующем репортаже.
На этот раз местом швартовки стало живописное место на реке Собь. Здесь решено провести практические занятия для тех, кто выполняет нелегкую работу – обследует дно рек и озёр для поиска и извлечения со дна утонувших, поднятия техники и проведения различных работ.
Случаи, когда своё мастерство приходится демонстрировать в реальных условиях, для них не редкость. Есть и такие, которые запомнились на всю жизнь.
«Для меня это 2012 год. Перед новым годом на реке Обь утонул ЗИЛ и два человека в кабине остались. Мы доставали. Глубина около 14 метров тогда была. С работой справились за один день, сразу два человека достал одновременно тогда», - рассказал Александр Ильиных, спасатель-водолаз ГКУ «Ямалспас».
Любоваться подводным миром этим ребятам не приходится, как правило, водоемы, где происходят погружения, - с нулевой видимостью.
«Глубина бывает разной и от этого зависит видимость. Мы тренировочные спуски проводим на реке Полябта, там видимость на четырех метрах уже нулевая. Даже руку приставляешь к маске и ее не видно», - рассказал Айдар Ибрагимов, спасатель-водолаз ГКУ «Ямалспас».
Перед спуском проверка снаряжения и состояния здоровья. Здесь все под особым контролем. Ведь даже малейшая ошибка может стоить жизни для того, кто работает под водой.
«Может переоценить человек возможности и может выкинуть его на поверхность. Бывает это от неожиданных случаев. Разрыв легких может быть, если задержал дыхание и всплыл резко. Может быть, сами знаете, альвеолы взрываются», - рассказал Ильнур Ахметов, спасатель-водолаз ГКУ «Ямалспас».
Особое внимание и экипировке водолазов, в которой проходят спуски.
«Мы в своей работе используем костюмы закрытого типа или изолирующие. Неопрен бывает мокрого типа, бывает сухого. В наших условиях климатических мы используем сухие, потому что летом холодно бывает», - отметил Адександр Тивелев, спасатель-водолаз ГКУ «Ямалспас».
Работают всегда втроем. Первый водолаз рабочий, второй страхующий, третий обеспечивающий, именно он принимает и дублирует сигналы на поверхности.
«Существует целая таблица, там порядка 20 сигналов. Например, дернуть один раз, узнать, как самочувствие. Водолаз также должен продублировать, что он может дальше работать», - рассказал Роман Хабибулин, спасатель-водолаз ГКУ «Ямалспас».
Максимальное внимание и сплоченный коллектив - залог успешной работы, говорят ребята. Касается это и тренировочных спусков. Здесь все, как в реальной жизни. Работать вполсилы не получится – признаются они. Убеждаемся сами. По легенде помощь понадобилась самому водолазу.
Задачу выполняют за максимально короткое время. Все четко и слажено. Несколько минут и спасательная операция завершена. Вся команда снова на поверхности.
Сегодня в Ямалспасе трудятся 7 водолазов-спасателей, случайных людей здесь нет. На их счету тысячи погружений и более сотни успешно выполненных работ в реальных условиях. Эта профессия под силу только настоящим мужчинам– и очевидно, что ямальские спасатели именно такие.