54 термостабилизатора установили на участке дороги Лабытнанги — Харп
Учёные термостабилизируют грунт на Ямале. Возможно ли с помощью холода сделать дороги в Арктике ровными - смотрите в сюжете на vesti-yamal.ru
На Ямале по-новому взглянули на уже проверенную временем технологию термостабилизации грунта. Уже не одно десятилетние с её помощью укрепляют почву для строительства зданий. Теперь разработанную ещё в прошлом веке методику хотят применить для выравнивания автодорог в Арктике. Для Крайнего Севера, где почвы крайне нестабильны, это особенно актуально. В основе инновации - привычный для полярного региона холод. В деталях разбирался Евгений Головин.
Сама по себе технология термостабилизации грунта - не нова. Её разработали и начали использовать ещё в восьмидесятых. Тогда в эпоху больших строек применялась при возведении жилых, административных и промышленных зданий. В наши дни задумались: почему бы с помощью уже проверенной методики не сделать дороги региона ровными? Ведь почвы на Ямале «гуляют» и превращаются в американские горки.
Для проведения эксперимента выбрали 50-метровый отрезок трассы Лабытнаги - Харп. Бригаде предстоит загнать в землю 54 полых стержня, в которые зальют специальный хладагент. Он и будет промораживать почву до минус 20 градусов, создавая крепкую подушку под проезжей частью. Параллельно будут вести наблюдения, причем не выходя из кабинета. Для этого в землю около трассы установят специальные датчики.
Технология термостабилизации в сфере укрепления дорог - для нашего региона инновационна, несмотря на то, что ее использовали в других проектах. Выводы об эффективности ученые сделают в начале 2025 года. Тогда же будет понятно, можно ли применять методику при строительстве новых магистралей.