«Рыбная ловушка». Рыболовецкий канадец «SAPUTI» чуть не ушел на дно коварной Атлантики

Рыболовецкий траулер «SAPUTI», который ходит под канадским флагом, столкнулся с подводным айсбергом в водах Атлантики, случилось это между Канадой и островом Гренландия. Дело было на промысле. Пробило трюм, где в этот момент хранился неплохой улов - рыба и креветки. Дрейфовали два дня, после чего команду и её посудину спасла береговая охрана Канады, судно отбуксировали в порт Нуука в Гренландии. Где залатали пробоину и отправили на ремонт в Польшу. Сейчас у «Вести Арктики» есть уникальная возможность показать своим телезрителям эту историю во всех подробностях. Наша съёмочная группа лично пообщалась со всеми свидетелями морского происшествия.

Береговая охрана Канады с воздуха сбрасывает насосы терпящему бедствие рыболовецкому траулеру. Корабль натолкнулся на подводный невидимый айсберг, и вода стала поступать в трюм. Два дня судно дрейфовало в водах Атлантики и выбраться самостоятельно в тяжелых ледовых условиях не было никакой возможности. На борту тонны рыбы. Воду в трюме не успевали откачивать. Корабль как деревянную щепку бросало из стороны в сторону, и набрать нужную скорость судну не удавалось. Команда боролась до конца. «SAPUTI» накренило на 40 градусов. Оставались считанные часы и два варианта развития событий: спастись или повторить судьбу «Титаника».

«Судно рыбачило между Канадой и Гренландией, ближе к канадской стороне между льдов. Траулер наткнулся на кусок айсберга, который пробил дыру в трюме. Было принято решение зайти именно в этот порт города Нуук, потому что с канадской стороны море было замерзшее», - рассказывает Даниэль Никласен, капитан рыболовного траулера «SAPUTI».

Весь экипаж, а это 25 человек, большинство из которых канадцы, стояли в этот момент на палубе в специальных гидрокостюмах. Без них человек, оказавшись в холодной воде погибает в течение минуты от сердечного приступа. Такую экипировку нам демонстрируют уже в порту. Надеть костюмчик необходимо за минуту, и мы проверяем, реально ли это сделать неподготовленному человеку.

А вот то, что творилось в этот момент в трюме. Убытки на 3 миллиона канадских долларов. В сутки здесь замораживают до 30 тонн палтуса и до 50 тонн креветок. На площади в 2 тысячи квадратных метров все это превратилось в одну большую гору грязи.

Старший механик говорит, что если бы удар пришелся на машинное отделение, экипаж не выбрался бы, а судно пошло ко дну. Пробоину заварили снаружи. Поставили временную заплатку. На капитальный ремонт судно отправится в Польшу, после того, как непригодные к употреблению рыбные деликатесы извлекут из трюма. Судно «напичкано» всевозможными устройствами и датчиками. На мостике всегда один человек - капитан. Он следит за ледовой обстановкой, управляет многотонным траулером и контролирует трал - большую сеть во время путины. Даниэль Никласен на «SAPUTI» работает уже 7 лет. За спиной огромный морской опыт в 28 лет. «Это очень тяжелая работа. У нас есть 2 команды, мы находимся здесь около 5-6-7 недель, потом уезжаем на такое же время», - говорит Даниэль Никласен, капитан рыболовного траулера.

Само судно - это большой жилой комплекс. Просим показать нам каюты. Игорь Попович, родом из Донецка. В 15 лет переехал в Петропавловск-Камчатский, где и обучился мореходному ремеслу. Сейчас с семьей живет в канадском Ньюфаундленде. Три месяца проводит в море, три дома. На полках книги русских классиков: Достоевского и Бунина. Перечитывает на досуге. В душе весит веник. На палубе интернациональная команда, и специально для них, одну из кают оборудовали под баню. «Здесь я собирал камни со всего мира: с Исландии, Гренландии, с Ньюфаундленда, с Лабрадора и со дна океана, потому что когда мы тащим донные тралы, мы поднимаем камни», - делится он.

На траулере нет женщин. Люди здесь не суеверные, просто так получилось. Повар - мужчина. Готовит, кстати, отменно.

Нам не сразу удалось понять, что это. Оказалось, картошка, больше похожая на мороженное. В холодильниках запасы еды на 2 месяца: мясо, рыба, овощи. На продуктах питания здесь не экономят. «Все очень любят говядину, два таких куска хватает, чтобы экипаж пообедал, они весят примерно 10 кг», - поясняет Игорь Попович.

В команде есть и коренные инуиты. Люди со своими традициями и образом жизни, с которыми здесь считаются. «В Канаде их называют инуитами, экскимосами. У них другие традиции, другая еда, люди которые выросли на Севере - они приносят тюленей, приносят разные виды рыб, которые кладут в морозилку. Иногда даже привозят сюда в раздевалку, здесь они несколько раз разделывали тюленя или оленя. Ну, это, конечно, выглядело немного непривычно, но они потом убирают за собой. Люди стараются сохранять свои традиции, чтобы не уходить от матушки природы», - рассказывает старший механик рыболовного траулера.

Спускаемся в святую святых - фабрику по переработке рыбы. Здесь морепродукты перерабатывают, варят, замораживают и упаковывают в отдельные брикеты. Все производство автоматизировано - роботы и компьютеры. Поэтому в смену работает всего 8 человек. За 6 трудовых часов они заготавливают до 15 тонн продукции. «Сортировка креветки происходит на 1,2,3,4,5 разных уровней, то есть чем больше креветка, тем она дороже. Самую большую креветку мы отправляем на реализацию в Японию», - поясняет Игорь Попович.

Главный покупатель - это Япония. Поэтому на корабле всегда присутствует наблюдатель «страны восходящего солнца», который следит за качеством продукции. Оставшийся товар расходится по всему миру. До введения эмбарго, 50 % креветок продавали в Россию. Теперь рынок пришлось переориентировать на Китай и Арабские Эмираты. Как признается наш главный респондент, работать на таком промысле достаточно выгодно. Зарплаты высокие, и за год можно заработать до 100 тысяч канадских долларов. Но для этого нужно очень много и тяжело трудиться. А порой, как мы успели убедиться, и рисковать своей жизнью. «SAPUTI», в переводе с инуитского, дословно означает «рыбная ловушка». На этот раз в ловушку чуть не попалась вся морская команда. Это был первый, и надеются рыбаки, последний случай. Ведь дома их ждут семьи. Живыми и невредимыми.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика