«Кто владеет Матуа, тот владеет миром». Минобороны пытается восстановить инфраструктуру долгое время необитаемого острова

Воронки на территории бывшего японского аэродрома появились более 70 лет назад — следы Второй мировой войны. На Курильском острове Матуа в то время находилась военно-морская база Вооружённых сил Японии, которую американцы часто бомбили.

По словам Игоря Самарина, представителя РГО, сотрудника Сахалинского краеведческого музея, на этой технической площадке было 65 попаданий снарядов и авиабомб. Аэродром представлял лакомый кусочек ВС США, которые бомбили его чаще других объектов на Курилах.

Одна из целей экспедиции Министерства обороны – восстановить инфраструктуру далекого и долгое время необитаемого острова.

Взлётно-посадочные полосы длиной в 1200 и 800 метров японцы начали строить еще в 30-х годах прошлого столетия. Тогда самолеты садились на уплотненный грунт из смеси щебня и битума, в 40-х их залили бетоном и расширили, чтобы принимать бомбардировщики и истребители.

Со временем покрытие разрушилось, заросло кустарником. На взлетной полосе тонкий бетон покрылся трещинами.

В 1945 этот военный аэродром имел такое важное стратегическое значение, что без преувеличения можно было сказать: «Кто владеет Матуа, тот владеет миром». Между вчерашними союзниками президентом США Трумэном и Сталиным даже возник территориальный спор по этому острову, который отразился в секретной переписке.

Аэродром Матуа находился на точке разворота американских бомбардировщиков того времени, то есть топлива хватало, чтобы долететь от западных Алеутских островов до Курил и повернуть обратно. Им нужен был аэродром для дозаправки, чтобы добираться дальше – в оккупированную Японию или вторгаться в воздушное пространство Советского Союза.

Аэродром мог быть всесезонным, по одной из версии исследователей острова, зимой взлетная полоса подогревалась термальными источниками. Однако пока она не получила своего подтверждения. Ученые из Русского географического общества гейзеров на вулкане пик Сарычева не обнаружили. Сейчас территория аэродрома расчищается с помощью строительной техники, которую экспедиция привезла специально для его реконструкции с материка.

На бывшей стоянке японских самолетов обустраивается три вертолетных площадки. По словам Виталия Каневского, толщина бетона 12 сантиметров, он находится в удовлетворительном состоянии, что позволяет обеспечить взлет и посадку вертолётов типа Ми-8 и КА-27.

Воздушная гавань Матуа принимает первый борт. Внутренний рейс, который обеспечивает связь между госпитальным судном экспедиции и лагерем. Приземление прошло успешно.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика