Финны, шведы и норвежцы побывали в школе-интернате и узнали об опыте кочевого образования на Ямале

В Салехарде 2 дня шел 2-ой арктический образовательный форум, где гостей из Финляндии, Швеции и Норвегии повезли смотреть, что такое школа-интернат.

Впрочем, норвы утверждают, что у них тоже когда-то были кочевые школы, но с развитием интернета ушли в прошлое. Но на Ямал в гости на нас подивиться, они приезжать любят.

Марина сама сшила себе головной убор, теперь надевает его по особым случаям. Шить и плести из бисера ее научила мама. Эти знания пригодились и в школе-интернате. Здесь стараются, чтобы дети не забыли свои корни, и умели делать все, чему их научили в тундре. В интернате они живут весь учебный год. И выбираются к родителям только на каникулах. Кстати, выходные тундровых детей отличаются от отдыха юных горожан. «Маме помогаю, снег таскаю, посуду мою, шью, плету из бисера», - рассказала ученица школы-интерната поселка Аксарка Марина Серасхова.

Даже тяжелые тундровые будни не пугают детей аборигенов Севера. Куда страшнее непривычные условия. Но в школе-интернате семейного типа все иначе, здесь много близких людей. Почти все ученики друг другу родные и двоюродные братья и сестры. Всего в интернате Аксарки живут 12 «семей», в каждой около 20-ти человек. Школьников расселяют по роду. Например, есть семьи из рода Тайшиных, Климовых, Тобольчиных и другие. Родственники постарше помогают младшим адаптироваться в новых условиях. «Порой они и слова не говорят, не хотят общаться, закрываются, дети тундры – сложные дети. А таким образом - они попадают в свою семью, попадая в интернат семейного типа, где дети – их родственники. Они живут, они общаются, старшие уже говорят на русском, помогают малышам во всем», - говорит воспитатель семьи рода Климовых школы-интерната поселка Аксарка Елена Маркелова.

Детям, которые изучают русский язык и готовятся к школе заранее, проще привыкать к жизни в интернате. Гостям рассказали об опыте кочевого образования на Ямале. Около 100 дошколят получают свои первые знания прямо в тундре, еще почти 80 детей учатся в таких же начальных классах. Педагоги либо кочуют вместе с учениками, либо приезжают в чумы несколько раз в неделю. Участникам из Норвегии такие формы обучения показались очень интересными. У них тоже есть представители малочисленного народа – саамы, многие из них утратили свою самобытность. Норвежцы считают, чтобы сохранить культуру - нужно сохранить язык. Но в образовании выбирают более современные методы. «Некоторые технологии очень интересны и у нас есть моменты, когда нужно проводить кочевое обучение, и у нас это есть. Но это все через интернет и телевидение. У нас есть центры и просто идет трансляция из обычных школ», - поделился опытом председатель региональной организации профсоюза образования из Норвегии Бьернар Мьёерн.

Задача северных регионов - дать школьникам современное, полноценное образование, но при этом, чтобы они не забыли о своих обычаях. Такого мнения придерживаются и в Якутии, образовательная сфера которой схожа с ямальской. «Гаджеты – гаджетами, технологии – технологиями, но вот связь с культурой народа, с самобытной культурой народа – это обязательно для наших детей», - считает заместитель директора Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» из Якутии Семен Тобохов.

Дети из школы-интерната могут почувствовать себя как в тундре. Прямо на территории учреждения в этом учебном году установили чум. Здесь даже проводят занятия. Ну а гости узнали, что такое ямальский колорит, и почему так важно его сохранить для новых поколений аборигенов Севера.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика