Чем сейчас живут арктические докеры, что вспоминают и на что надеются?
От Мурманска через Суэцкий канал до японской Иокогамы 12 840 морских миль. По СевМорПути вдвое короче. Естественное конкурентное преимущество. В минувшем году грузооборот этой магистрали впервые превысил самые лучшие советские показатели и составил 7 миллионов 265 тысяч тонн. Специалисты прогнозируют увеличение перевозок к 29 году в десять раз - до 80 миллионов тонн.
В прошлом веке, в 33 году руками комсомольцев-добровольцев в середине этой магистрали был построен морской порт «Тикси».
Морской порт для Тикси это и часть истории государства по освоению северного морского пути и главный транспортный узел для получения основных грузов для жизни и деятельности поселка и района.
«В свои лучшие года порт перерабатывал порядка 860 тысяч тонн груза, из них более 300 тысяч тонн уходило на экспорт - это круглый лес в сторону Японии. В настоящее время мы переработали где-то порядка 10 тысяч тонн груза. Для нас это слезы», - говорит Владимир Земнухов, главный диспетчер АО «Морской порт Тикси».
Технологические параметры порта и акватории имеют большие возможности для текущей эксплуатации и серьезный потенциал для развития. Четыре причальные стенки, шестиметровая глубина и проектный запас на все 9. Навигационный период с начала июля до конца октября. Сейчас принимаются грузы для жизни поселка на всю длинную и суровую зиму.
«Получается, что это уже 14 рейс, то есть мы не только в Арктику заходили, но и по реке Лене развозили груз. Уголь вывозили с реки Алдан. Сейчас как раз идет завоз на Нижнеянск этого каменного угля», - рассказывает Александр Кундос, старший помощник капитана сухогруза «Вадим Тюрнев».
Портовые краны и тягачи за 30 лет бессменной эксплуатации давно выработали свой и технологический и моральный ресурс. Но ветераны полярных навигаций пока с текущими задачами справляются.
Продукты питания, металлопрокат, строительные материалы – кульминация досрочного завоза. Сегодня в порту Тикси будет выгружено 500 тонн генерального груза.
Руководитель порта вспоминает времена активной научной деятельности в Арктике. Через Тикси снабжались научные станции и в для этого отгружалось до 28 тысяч тонн груза в навигацию. Порт сейчас в статусе акционерного общества и в ожидании лучших времен энергично предпринимает различные варианты «выживания».
«Поднимали затонувшие суда - это была нормальная работа, она оплачивалась из экологических фондов ООН и из экологического фонда России. Кроме этого, мы занимаемся сбором, заготовкой и отправкой реализацией металлолома», - отметил Владимир Земнухов, главный диспетчер АО «Морской порт Тикси».
Работники порта и руководство приморского поселка надежды на возвращение в знаменитую акваторию большой и активной промышленной жизни возлагают на возрождение Северного морского пути и научно исследовательских работ в Арктике. И верят, что порт Тикси обязательно обретет свое второе рождение.