Закулисье «Первого театрального». О техническом воплощении драматургии, или что творится за сценой
В лицо и по именам она знает не только театральных звезд, директор фестиваля лично знакома и с работником кассы. Умная электронная система за считанные мгновения выдает свидетельство о зрительском интересе к спектаклям. Целый год команда театроведов, критиков и менеджеров занималась отбором репертуара для ямальских гастролей. Лариса Ламаш так и говорит: ходить в театр – ее работа.
«Я каждый день хожу в театр, когда мама моя вечером спрашивает, что я делаю, я говорю, что иду в театр. Никто не удивляется. Да, работа продюсера именно такая. Я смотрю, все, что идет в Москве, и вылезают иногда какие-то интересные вещи», - говорит Лариса Ламаш, директор фестиваля «Первый театральный».
У фестиваля есть и технический директор. Его головная боль - адаптация постановок к чужой сцене. За несколько предыдущих сезонов сцену и возможности культурно-делового центра он изучил досконально. А опыт, как известно, лучший ключ к любой проблеме.
«Составление райдеров не является моей задачей. Моя задача, чтобы все, что нужно артистам состоялось на этой сцене. Соответственно, я занимаюсь транспортировкой декораций. В Москве задолго до того, как утвержден репертуар, я смотрю все спектакли, где, какие трудности могут возникнуть, чтобы можно было реалмзовать постанову на на нашей сцене», - объясняет Юрий Ханкин, технический директор фестиваля «Первый театральный».
Пять спектаклей, заявленных в программе, тянут на добрых семь тонн. Самый тяжелый – «Школа жен» театра Олега Табакова.
Нелли Уварова с «Правилами поведения в современном обществе» - в средней весовой категории. Весь ее реквизит умещается в несколько коробок. Скатерть, посуда, зонтик, бутылки, свечи. Так много вещей актрисе нужно, чтобы преподать нам правила, без которых жизнь человека просто немыслима. Крестины, помолвка, свадьба, венчание и много чего еще – все должно соответствовать взглядам общества, описанного автором пьесы Лагарсом. Нарушить правила - значит записать себя в исключения. Человек, например, просто не имеет права быть бедным. А если так и не разбогател – лучше не жениться, не рожать детей, не становиться крестным, ибо без денег по «правилам» не играют.
«В спектакле у нас идет линия, что все в принципе в жизни меркантильно. Крестного мы выбираем по достатку, потому что крестный должен дать многое своим крестникам. А простые люди они не друзья, лучше их вообще не иметь», - Дарья Виноградова, реквизитор Российского академического молодежного театра г. Москва.
В репертуаре заявлены несколько московских театров: Российский академический молодежный, Губернский и «Табакерка». Привезти звезд не составило труда, не то, что 3 года назад, когда фестиваль только начинал жить.
«Первый фестиваль нам было сложно делать, потому что просто московские театры не хотели ехать сюда. И надо было уговаривать, прикладывать большое количество усилий. Сейчас проблема снята, потому что были солидные коллективы, мир тесен, они все рассказали», - отметила Лариса Ламаш, директор фестиваля «Первый театральный».
Людей, по-настоящему влюбленных в театр, манит не имя звезды на афише. Глубокий зритель идет на драматургию, режиссуру и актерскую игру. Идет понимать, переживать и сочувствовать героям на сцене.
Провинциальную тоску по Мельпомене столичные люди прекрасно понимают. И ради публики на периферии готовы идти на жертвы. Из-за гастролей на Ямале театр Табакова у себя дома в Москве отменил, например, два спектакля.
«Это не должно быть критерием, если театр едет куда-то на гастроли, всегда можно выбрать именно максимально удобный путь. Или если это занимает очень много времени, то всегда можно найти выход, как это сделать, чтобы это состоялось. Главное иметь желание», - говорит Кирилл Рыбкин, заместитель директора Российского академического молодежного театра г. Москва.
«Просто о жизни» - простой слоган этой театральной весны. И она, к счастью, еще не закончилась. Фестиваль созданный для северян, все еще ждет нас в главном зрительном зале ямальской столицы.