Ямальские оленеводы теперь смогут застраховать свои стада от сибирской язвы
На Ямале в полном разгаре прививочная кампания. Задача на лето – обезопасить от сибирской язвы почти 650 тысяч оленей. В общей сложности для этого будут задействованы 80 ветеринарных бригад. Вакцинацию проводят в стационарных и переносных корралях. При этом оленей метят специальными ушными бирками. О том, как это происходит в реальности, расскажет Павел Разуваев.
Одновременно с вакцинацией оленей на Ямале начали метить специальными бирками. По ним можно будет отследить состояние здоровья животного на протяжении всей его жизни. Оленеводы к этому относятся пока с недоверием. Полагают, что так их оленей легко перепутать.
«Рвутся, и потом начинается путаница у некоторых: скажет другой хозяин – это мой олень или совхозный. Поэтому мой вариант такой: лучше всего бирки маленькие и с инициалами», - говорит оленевод Андрей Вануйто.
И всё-таки плюсов у нового учёта больше, чем минусов. Все данные внесут в единую электронную базу «Меркурий», и это позволит, например, страховать поголовье.
«Можно получать от страховых компаний компенсацию в связи с падежом оленя. То же самое – можно будет получить там и деньги на уничтожение биологических отходов», - сказал Василий Беглов, начальник ямальского отдела ГБУ «Салехардский центр ветеринарии».
Благодаря учетной системе появится возможность строже контролировать качество оленьей продукции.
«Сейчас у нас запускается и работает уже сейчас с первого числа окончательно и, я думаю, бесповоротно, система электронной сертификации, чтобы можно было проследить продукцию от, условно говоря, поля до стола человека, когда он начинает потреблять в пищу эту продукцию», - рассказал Сергей Рябов, руководитель ГБУ «Салехардский центр ветеринарии».
Как и все новое, эта система идентификации еще должна пройти обкатку тундрой. Только убедившись, что она им не навредит, кочевники позволят метить свои стада. Примерно то же самое происходит, кстати говоря, и с прививочной кампанией. Часть тундровиков до сих пор сомневается в ее необходимости.
Советник главы Ямальского района Хатяко Езынги: «Я и сегодня с молодёжью разговаривал. Они даже не верят, что такое может быть: разве можно, чтоб люди умирали от этой сибирской язвы?! Я им рассказываю, что в тундре, вы просто не знаете, - целые чумы оставались с людьми, погибшими от сибирской язвы. Чумы гнили, и люди оставались там!»
g
Впрочем, подавляющему большинству кочевников после вспышки «сибирки» летом 2016 года пользу прививок доказывать не надо. Оленеводы сами помогают ветеринарам и коррали строить, и оленей в них собрать. Поставить укол полудикому животному – дело непростое. Олень – не корова в стойле.
Для того, чтобы провакцинировать небольшое, по ямальским меркам, стадо оленей, голов этак в тысячу, труда придётся затратить – минимум дня три. Потому что сначала нужно, например, согнать быков во временный кораль. Потом построить основной кораль, в котором будет проходить вакцинация. И лишь затем вот вся эта белая от оленей тундра получит лекарство.
Оленей прививают не поголовно. Малышей до двух месяцев и ослабленных животных ветеринары не трогают. Прививка от «сибирки» - серьёзный удар по иммунитету. Уже инфицированное животное, например, погибает от вакцины за пятнадцать минут. Так что применяют ее строго по инструкции.
«На одного оленя – один миллилитр. Мы работаем инъекторами. Поэтому разводим физраствор на двести миллилитров. Каждый флакон будет по двести доз», - пояснил Василий Беглов, начальник ямальского отдела ГБУ «Салехардский центр ветеринарии».
Чтобы избежать новой эпидемии сибирской язвы, надо вакцинировать более семидесяти процентов всего поголовья ямальских оленей. В прошлом году с этой задачей в округе справились. Судя по темпам, справятся и сейчас.