«Просто заливает дом, вонища ужасная»: в Салехарде целые поколения воспитываются в аварийных условиях
21 век. Центр ямальской столицы.
В июне 2019 года дом по улице Мира 12 признали аварийным. Вблизи лучше мимо не проходить, раздаются ароматы от десятилетних разливов солярки и фекалий. Полувековое строение буквально разваливается на глазах. Из 12 квартир 5 муниципальных, остальные - в собственности. Срок расселения – 2025 год. Но жители просто боятся, что до этого времени, дом просто вспыхнет как спичка. В гости к горожанам заглянула Лилия Джыга.
Жители дома по улице Мира 12 утопают в фекалиях. Из прорванных труб течет уже третий день. В квартире Олеси – невыносимая вонь. Вместе с детьми она спасается у Ольги, соседки сверху. Стоит Ольге просто умыться, как забитый унитаз внизу заливает линолеум. Жильцам двух этажей ни постирать, ни посуду помыть. Свой крик души женщины опубликовали в соцсеть.
«Вот видите – вот это соседка включила воду, и сколько она будет держать кран – столько вода будет течь», - рассказала Олеся Дудай, жилец дома по ул. Мира 12.
Помойка под ногами – это цветочки, ягодки - гнилой потолок. Хоккейная клюшка сына на наших глазах легко уходит в него на 20 см.
«Решили посмотреть насколько она – оттуда все валится. Видите»
Дому всего полвека, тогда времянки для вахтовиков строили - плохо, и здание давно гниет и трещит по швам. Еще в 15 году его обещали признать аварийным, но сроки как-то все время сдвигались. Каким-то чудом Ольга попала на личный прием к заместителю генпрокурора Юрию Гулягину. И месяц назад дом-таки признали аварийным. Но совсем не потому, что просто сгнил.
«Вот здесь находятся залежи нефтепродуктов. Вот мы вскрыли – взяли пробы»
Оказалось – дом стоит на почве, насквозь пропитанной соляркой - она десятки лет текла под него из котельной по соседству. Ольга и Олеся были детьми, когда их родители писали об этом жалобы городскому начальству. Но тогда, вспоминают женщины, дурно пахнущий двор просто заасфальтировали. По какому-то странному совпадению на 12 квартир случились четверо онкобольных. Троих уже не стало.
Ольга продолжает бороться за жизнь. Но уже с адвокатом и экспертизами.
«Смотрите первый подъезд – 740 млн. единиц, второй подъезд 441 млн., меньше, потому что уклон здесь. Третий подъезд – наш подъезд, 3878 млн. единиц под жилым домом находится! И власти все ждут, когда он загорится. Мы этим дышим, мы заработали здесь заболевания. Онкологию, все доказано справками», - говорит Ольга Лалетина, житель дома по ул. Мира 12.
Аварийным дом признали только 5 июня текущего года. Именно экспертизы и стали решающим аргументом. Сотрудники лаборатории, бравшие пробы почвы, говорить на камеру отказались. Городская власть оказалась общительней.
«Нефтепродукты не использовались с 2002 года, но концентрация возле дома есть, она подтверждена. Превышение в 1,6 раза. Это явилось основанием для внеочередного признания данного дома аварийным и подлежащим сносу. Что касается переселения этого аварийного жилого дома – если там есть угроза – безусловно, конечно, мы такие вопросы рассматриваем, переселяем граждан в маневренный жилой фонд», - пояснил Олег Куруч, заместитель главы г. Салехард.
Внеплановая комиссия собралась во вторник. Аварийный дом пришли посмотреть городские власти и управляющая компания. К тому времени протечку фекалий - устранили, но ситуацию это улучшило ненамного. К диалогу подключается еще одна соседка - Тамара. Она тут не по найму, а собственник. Рассказывает, как в 21 веке живется северной пенсионерке и ее внукам.
«Перед камерой неудобно. В пакетик ходим по большому – жидкость пропускает, а больше ничего», - говорит Тамара, житель дома по ул. Мира 12.
«Дом пришел к нам в середине 18 года. Он уже тогда был в аварийном состоянии. Сделать из него сейчас что-то хорошее мы уже физически не сможем. Мы можем только поддержать то, что сейчас портится, а испорчено здесь все. То, что сейчас произведена замена трубы – это, по сути, полукапитальный ремонт. В тарифе на этот дом не заложены траты на обустройство таких труб. Соответственно сейчас эти работы компания делает за собственный счет», - сообщила Ольга Глазкова, генеральный директор «Единой городской управляющей компании».
Прямо в спальне Олеси комиссия натолкнулась на душевую кабину. В таком жилищном хаосе женщина растит двух девочек. Риту и Злату. Злата Дудай – многократный чемпион и призер округа и города в первенствах по фигурному катанию. Девочка готовится представлять Россию на Арктических зимних играх в Канаде. Такое вот бытовое закулисье спортивной элиты Ямала.
«Как зимуете здесь?» – «Мы ходим в теплых носках, а иногда валенки. Зимой, естественно мы спим в штанах», - отвечает Злата Дудай, житель дома по ул. Мира 12.
Комиссия увидела, власти отреагировали. До официального расселения женщинам пообещали маневренный жилфонд. Когда именно это расселение случится – не знает никто. Официальные сроки - до 31 декабря 2025 года.
«Сейчас мы готовы показать, что у нас есть. Если нет маневренного фонда – мы людей расселяем в гостиницы. Я вам скажу, из какого расчета дается - 6 квадратов на человека. Это не мы определяем – это определяет жилищный кодекс. Это жилье временное – не постоянное», - говорит Олег Куруч, заместитель главы г. Салехард.
Олеся с двумя дочерями и соседка Тамара заявления уже написали, теперь ждут звонка. А Ольга собирается вновь выходить на заместителя генпрокурора. Но теперь уже с юристом. Право на достойную жизнь она будет отстаивать до конца.
Мы с вами присутствовали, когда я была на приеме у заместителя Генерального прокурора РФ, который сказал: «Если подтвердится наличие нефтепродуктов – немедленное расселение данного дома». Немедленно – это уже два месяца.
Сейчас в Салехарде в очереди на расселение перед жильцами по улице Мира 12 - стоят еще 120 таких же домов. И люди в них продолжают жить поколениями - деваться некуда. Растят в таких аварийных условиях детей, у кого-то уже выросли внуки, стареют сами. Ветхое и аварийное жилье – бич Севера. Без помощи властей – люди обречены на многолетнее ожидание.
Недавно в одном из федеральных изданий были опубликованы выводы московских аналитиков. По их подсчетам, на капитальную «двушку» в 60 квадратов на Ямале среднему ямальцу нужно копить каких-то полтора года. Действительно, 100 тысяч за квадрат в Салехарде – это же для наших героев, как и других горожан - сущие копейки...