Вечная мерзлота - прочный фундамент или хрупкая корка Земли?
Вечная мерзлота - прочный фундамент или хрупкая корка Земли? Чего ждать людям, живущим в Арктике, и далеко за ее пределами: строителям, добытчикам нефти и газа, потребителям углеводородов в условиях быстроменяющегося климата?
Вопросов много – ответов пока нет, но процессы, происходящие на Севере заставляют мировую науку пристальнее и глубже изучать холодные территории России. Для этого группа мерзлотоведов Москвы, США и нескольких европейских стран вновь приехала на Ямал. Первая площадка для мониторинга – территория между станцией Обской и поселком Харп.
Железный щуп пока еще тяжело уходит в землю. Лето на Ямале только началось, а, значит, вечная мерзлота не успела глубоко протаять. Сопровождаемые роем мошкары студенты разбредаются по тундре. Этот участок в сто квадратных метров – одна из 250 мониторинговых площадок мерзлотоведов. Они расположены по всему миру на территориях, где есть вечно мерзлые грунты.
Изучать вечную мерзлоту в районе Харпа начали всего год назад. Поэтому о каких-то серьезных научных выводах говорить очень и очень рано. Но, например, всего в трёхстах километрах отсюда, в районе Надыма, десятилетний мониторинг показал, сезонное оттаивание подземного льда увеличилось на целых 15 сантиметров. Это много, учитывая, что в среднем глубина сезонного протаивания всего метр. На полевой практике студентам предстоит изучить, насколько чутко ледовый панцирь земли реагирует на климат и чем вообще это все грозит.
«Из года в год получая и нанося эти точки оттаивания, мы достаточно убедительно видим, как особенно в 90-е и в начале шло резкое увеличение по площадкам мировым вот этой глубины сезонного оттаивания, а затем, как правило, верхние горизонты вечной мерзлоты, они сильно льдистые и вот последние 10-12 лет темп несколько замедлился, но сама по себе тенденция, тренд к увеличению глубины, она прослеживается», - говорит Валерий Гребенец, доцент, заместитель заведующего кафедрой криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ им. Ломоносова.
В помощь будущим мерзлотоведам стальной щуп, сантиметр, лопата. Заглянуть под ноги помогает радар. А локкерами измеряют температуру вечной мерзлоты – это второй важный показатель.
«Температура мерзлоты, чем холоднее она, как мороженое на палочке оно держится, как цемент, а когда температура повышается, в общем-то, если мерзлота растает, то будет грязь. То есть, она не может уже держать те запасы метана при более высоких температурах. Соответственно, что происходит? Климат теплеет, температура мерзлоты увеличивается, она еще мерзлая, но она уже не может держать, она крыша, она держит этот метан», - пояснил Дмитрий Стрелецкий, профессор Университета Джорджа Вашингтона, США.
Именно с этим связывают появление на Ямале многочисленных воронок. Поэтому исследования важны не только, как факт фундаментальной науки. Без данных о несущей способности невозможно освоение северных территорий в принципе.
«Изменения вечной мерзлоты важны не только для инфраструктуры и людей здесь, но также и для тех, кто живет за пределами Арктики, но зависит от ее ресурсов. От стабильности вечной мерзлоты зависит транспортная сеть или трубопроводы, которые могут деформироваться», - сказал Луис Сутер, студент.
Всего на Ямале 6 таких площадок: около Харпа; в центре Ямальского полуострова около озера Сохонто; в районе Бованенково и Марре-Сале; рядом с Надымом; в прошлом году обозначили еще одну - неподалеку от Горнокнязьевска.
«Перед тем, как инфраструктура заходит на какую-то территорию, перед масштабным строительством мы говорим, коллеги, строители, вот такая ситуация, здесь сезонное протаивание увеличивается, вносите свои поправки в нормативы и стандарты», - объясняет Антгн Синицкий, директор Научного центра изучения Арктики.
Постоянное изучение поможет вовремя среагировать, если процессы в земле станут опасными. По данным РАН, несущая способность грунтов на севере Ямала снизилась на 10 процентов, вблизи Салехарда – втрое больше. Окружная столица рискует повторить судьбу Норильска, где уже заметны процессы разрушения зданий. Поэтому контролировать поведение вечной мерзлоты не только в тундре, но и в городской черте, по-хорошему нужно было начать уже вчера.