Рыболовство, жильё и льготы. В Тазовском представители КМНС из трёх регионов обсудили насущные проблемы с властями
На этой неделе в райцентре Тазовский было многолюдно и шумно. Представители коренных народов Ямала, Югры и Тюменской области собрались, чтобы еще раз обсудить с властями свои проблемы. Тем для разговора хватало: новые правила рыболовства, отсутствие внятных жилищных программ, невозможность получать положенные аборигенам льготы. Законодатели слушали и «брали на карандаш».
Проблемы оленеводов и рыбаков, вопросы предпринимательства, защита окружающей среды, дорожная карта и важные законопроекты. Все это два дня обсуждали участники информационно-правового семинара ассоциации коренных малочисленных народов России. Представители аборигенов на встрече с парламентариями смогли узнать много нового о своих правах, а так же рассказать депутатам о том, как сделать жизнь коренных жителей проще и легче.
Рыбаки недовольны - их теперь заставляют отчитываться о каждом улове. Данные требуют подавать дважды в месяц, и не в одну, а сразу несколько надзорных организаций. Для коренных жителей это, мягко говоря, не очень удобно. Второе - проблема традиционного для Севера заморного лова. В бедной кислородом зимней воде рыба обречена, но ловить ее аборигенам все равно запрещают.
«Рыба сама гибнет, на виду гибнет. А мы не ничего можем. Правила рыболовства, разработанные на уровне федерации, Российской федерации не позволяют её ловить. Отсылаем письмо, почти до министерства. Ответ, знаете, приходит через месяц, полтора. Когда нам ловить то и не надо. Она уже ушла», - сказал Дмитрий Тарагупта, руководитель Шурышкарского филиала ассоциации КМНС «Ямал-Потомкам».
Но проблема еще шире. Коренные говорят – прокормить семью рыбалкой становится все тяжелей. И все дело снова в законах, которые принимаются очень далеко от реального Севера.
«Защищая сегодня рыбу, мы уничтожаем наших коренных жителей. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что все, согласно этому закону, все коренные жители – это преступники. Они выходят на лов, нарушая закон. Но, нарушают они закон не потому, что хотят нажиться, хотя есть и такие. В основном люди, которые добывают, нарушают закон, ради собственного потребления», - рассказала Вера Окотэтто, руководитель Надымского филиала ассоциации КМНС «Ямал-Потомкам».
«Мы сегодня срочно должны заняться вопросом об определении национальной принадлежности. Если мы с вами буквально всех перепишем, документ заведем, единую информационную базу. Там то, как раз и всё будет заложено – беспрепятственно, безотчётно, без заявительного принципа, чтобы на конкретной территории ни кто не ограничивал. И речь не только о пропитании», - высказался Григорий Ледков, депутат Госдумы, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Помочь аборигенам обещают и авторы обсуждаемого сегодня законопроекта «Об аквакультере». Его 10 статья гласит – люди, ведущие традиционный образ жизни, смогут рыбачить без предоставления рыбопромыслового участка и без разрешения на вылов. Запрещены будут только редкие и исчезающие виды водной фауны. Их собираются разводить искусственно.
«В том же Тазовском районе 18 тысяч озер. В том числе очень много озер и в Приуральском районе, Пуровском, Надымском. Знаете, направление Аквакультура - это возможность не просто получать рыбу, это новые рабочие места, это новое развитие рыбоводства», - пояснил Марат Абдрахманов, депутат Законодательного собрания ЯНАО.
Но у коренных северян, помимо рыболовства, и других проблем хватает. Например, ветеранам совхоза «Антипаютинский» просто негде жить. Уходя на пенсию, пожилые оленеводы по формальным причинам не попадают в региональные и местные жилищные программы.
«Молодые специалисты вперед жилье получают - опыта работы еще нет, а они уже получают. Они (ветераны – прим. ред.) видя вот эту, для них казалось бы, несправедливость. Они остаются не удел. Приехать в поселок – не имея потом собственного жилья», - говорит Роман Яндо, директор МУП «Совхоз Антипаютинский».
Бывает, что предприятия ТЭКа занимают территорию, на которую у них нет разрешения. Если в процессе строительства организация вышла за границы своих площадей, общины тут же бьют тревогу и требуют от компаний возмещать ущерб.
«Могу сказать о положительных отзывах и о ТЭКовских компанях. Они идут на встречу, как таковых, судебных разбирательств нет. Понимают, что есть какие-то ошибки. Принимают. Оплачивают. Идут на компромисс», - Татьяна Смирнова, генеральный директор ООО «Север Право».
И эти, и многие другие проблемы, озвученные на семинаре, депутаты взяли «на карандаш». Большинство из них вполне разрешимы, а что-то уже обсуждается на различных уровнях власти. Были озвучены и несколько новых идей.
«Если я насколько знаю, имеется карта священных мест, но можно составить и карту этнозон. Ведь сейчас не много оленеводов кочующих, но есть места, где они постоянно находятся», - предлагает Галина Талеева, почетный гражданин Тазовского района.
«На самом деле хорошее предложение. Такие зоны мы знаем. И действительно их надо внести на какую-то карту. Чтобы мы это знали и из этого выходили на законодательную работу», - сказал Сергей Ямкин, председатель Законодательного собрания ЯНАО.
Проблемы аборигенов Севера решают не только окружные власти. Ими сегодня заняты и федеральное агентство по делам национальностей, и учрежденный при Президенте совет. Главное, чтобы сами коренные жители проявляли активность и отстаивали свои права. Улучшить ситуацию на Севере можно только одним способом - совместной работой народа и власти.
Внести свои предложения по защите прав аборигенов может любой житель Ямала. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока начала сбор предложений в «Народную программу: Коренные 2021». Адрес сайта, где вы можете предложить свои идеи, raipon.info. Предложения будут приниматься до 1 марта. Обсуждать эту программу будут уже через месяц, на 8 съезде Ассоциации в Салехарде.