Мамонты на любой вкус. «Душа Севера» собрала в Салехарде ведущих косторезов России
«Душа Севера» в Салехарде вновь собрала представителей ведущих косторезных центров России. Выставка давно стала визитной карточкой Ямала, и одним из немногих мероприятий российского значения, посвященных развитию искусства художественной резьбы по кости. Перед закрытием большого фестиваля участники сделали ямальцам подарки.
Третий год «Душа Севера» проводит конкурс среди мастеров-косторезов. В течение 2-х дней участники должны были сделать композицию на определенную тему. В этом году: «Мамонт, как символ Арктики». Самое главное, все 15 работ останутся в художественном фонде Ямала.
Гул бормашин, а запах, как в стоматологии. В полукруге работают лучшие косторезы России. Раз в два года, на выставке, им выпадает подобный случай – обменяться опытом. Константин Мамонтов единственный в этом братстве - профессор. За плечами заслуженного художника из Якутии - 40 лет педагогической практики. Учебные заведения для косторезов Константин открывает сам: художественная школа, колледж технологии и дизайна, Арктический государственный институт культуры и искусства. «Косторезных школ очень много. На нас похож Таймыр, Чукотка, мы же на Крайнем севере живем, поэтому стили похожи, есть разница с Архангельском, мы совсем другие. Они дают кружева, а мы объемные фигуры», - рассказывает он.
Еще с средних веков архангельская школа славилась ажурной техникой резьбы. Миниатюрные скульптуры, а также женские украшения из кости. Каждая школа несет свой арктический характер. Современные мастера пытаются сохранить исконно-хозяйственное бытовое народное искусство. «Две школы так и существуют: традиционная и современная, которая постоянно совершенствуется, изощряется. Здесь в Салехарде мастера даже соревнуются, кто круче. И вместе с тем, работы становятся все опрятнее, каждая несет в себе определенный смысл», - делает вывод Минсалим Тимергазеев, арт-директор ООО «Минсалим», член Союза художников России.
Чукотская славится резьбой и гравировкой, свою этнику подчеркивает Таймырская школа. На художественный образ у них работает сама фактура – олений рог. В отличии от ямальского - таймырский намного крупнее. Соседний Красноярский край вот уже 4 года пытается возродить косторезную резьбу эвенков. Чудом сохранившиеся образцы в Таймырском музее видела заведующая сувенирной мастерской - Надежда Ивчук. «Увидела, что есть резная кость, даже «заболела» этим. Мастера находили бивни мамонтов, распиливали и делали на оленьей упряжке щитки, разрисовывали. Делали посуду, ложки, чашки из бивней делали, и все это украшали», - рассказывает Надежда Ивчук, заведующая сувенирной мастерской «Чиктыкэн» центра народного творчества «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр», Эвенкийский муниципальный район Красноярского края.
Ни к одной из традиционных школ не относится ноябрьский косторез Кирилл Никифоров. Его витрина выделяется чернотой природных красок. В одной композиции художник может использовать дерево, кость, олений рог. Эксперты отмечают, что им даже трудно понять, резьба по кости это или декоративно-прикладное искусство. Итак, перед вами композиция «Монголия».
«Мы художники стараемся создать то, что не делал никто и выделиться своей работой. Здесь часть доисторических животных: мамонта, лошади, бараньи рога», - говорит косторез.
Традиционным итогом стало объявление результатов конкурса. Тонкую резьбу, интересную фактуру, оригинальную сюжетную композицию – все эти важные компоненты смог отразить Николай Киргизов. Восьмая Межрегиональная выставка лучшей признала Таймырскую школу художественного косторезного искусства.