Когда «живые» деньги - привилегия. Жителям ямальской глубинки негде обналичить свои средства

Что удобней – деньги на пластике или в кошельке? В городах безналичный расчет все популярней - и терминалов на кассах, и банкоматов вокруг вполне достаточно. А вот глубинке не повезло. Жителям ямальских поселков их зарплаты и пенсии тоже переводят на электронные карты. А вот обналичить их, чтобы купить продукты или оплатить посылку на почте, селянам просто негде. Устанавливать и обслуживать банкоматы в деревнях – дело хлопотное.

Как только в Питляре узнали, что приехала съемочная группа, народ к нам потянулся. Люди шли поведать о местных проблемах: кто-то жаловался на холод в развалюхе местной почты, кто-то на то, что никак не осилит по деньгам постройку дома. Но у всех, с кем мы общались, одна беда была общей на всех.

Никаких банкоматов в Питляре раньше не было – и как-то обходились. Но теперь все, что люди заработали, им переводят на пластиковые карты Сбербанка. «Живые» деньги на селе - привилегия пенсионеров. Выплаты им производят на почте. Кстати, выкупить посылку или расплатиться за перевод можно только «наличкой». И вот за ней-то питлярцам и приходится ездить за свой счет и тридевять земель – в село Шурышкары, через Большую и Малую Обь.

К «карточной» системе приспособились лишь продвинутые деревенские бизнесмены – все три магазина вооружились банковскими терминалами.

Такая же ситуация и в 40 километрах от окружной столицы, в поселке Катровож. Электронные терминалы в магазине есть, но заменить настоящие деньги они не в силах.

Хоть и с трудом, но кассовые терминалы, мобильные приложения и личные кабинеты Сбербанка положение как-то спасают. Но только в том случае, когда у селян есть интернет и работает он бесперебойно. А это для нашей глубинки пока не столько норма, сколько роскошь.

В надымском селе Нори, например, вообще нет ни банкомата, ни терминалов. А все деньги населения - тоже на картах. Ростелеком еще в прошлом году обещал наладить там нормальную связь.

До сих пор интернета в Нори нет. Его жители и пастухи окрестных стад ездят снимать наличные в Кутопьюган и Надым. Прогулка эта не для слабонервных. В Надым можно добраться на мотолодке летом или вертолетом зимой. Цена авиабилета в одну сторону – 2 тысячи 300 рублей. По земле – только трасса для снегоходов. Чтобы добраться до Кутопьюгана летом – нужно рискнуть жизнью в Обской губе.

«Это опасно для жизни. Губа очень коварная, и были гибели у нас и на реке Надым, и на самой Губе были», - рассказывает Евгения Павлова, заместитель главы МО Кутопьюганское.

И в этом электронно-денежном тупике сегодня не только Нори, Питляр и Катровож. О проблеме хорошо осведомлены в Сбербанке. Но изменить ситуацию не в силах даже они.

«Мы, к сожалению, можем установить банкоматы не во всех поселениях. Мы не можем установить банкоматы по причине того, что эти населенные пункты удалены от Салехарда, от нашего отделения и возникают сложности с доставкой, инкассацией банкоматов», - отмечает Елена Пушкарева, заместитель управляющего салехардским отделением Сбербанка.

Да оно и понятно, деньги любят не только счет. А еще охрану и доставку, которая на Ямале стоит совсем не дешево. Собственную сейфовую авиацию и бронированный денежный флот не может себе позволить даже Сбербанк. Единственная надежда, что кто-нибудь включит решение этой проблемы в предвыборную программу. А потом просто возьмет и исполнит свои обещания.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика