Каковы перспективы сооружения ключевых элементов Северного широтного хода?
Северный широтный ход – сегодня это уже не карты, схемы, слайды и презентации. Это реальные сотни километров и миллионы освоенных инвестиций. Дискуссии о целесообразности – уже история. Понимание полезности – абсолютное. Вопрос один – когда? Развитие авиаперевозок, речных и морских портов, железнодорожных и автомобильных магистралей в регионе так или иначе работают на развитие всей транспортной логистики российской Арктики. Но планы по сооружению ключевых элементов Северного широтного хода в ожидаемых перспективах сейчас под угрозой срыва.
Проекты развития транспортной инфраструктуры Ямала проходят очень серьезную проверку на прочность в условиях экономического кризиса и жесточайшего дефицита финансовых средств. И всё же, важнейшие стройки - не заморожены. Яркое подтверждение этому мост через реку Надым, движение по которому открыто в сентябре. Железнодорожная часть этого моста должна заработать в следующем году. Продолжается проектирование модернизации аэропортов в Салехарде и Надыме. А взлётно-посадочную полосу в Красноселькупе вполне реально достроить уже в следующем году. А вот сегодняшняя экономика вагонных колёс диктует Ямальской железнодорожной компании очень жёсткие правила выживания.
«Сегодня не предугадать, насколько радужным окажется ближайшее будущее Ямальской железнодорожной компании. Но то, что новый вокзал в Новом Уренгое дает отличный шанс для развития пассажирских перевозок в регионе, - это неоспоримый факт. Вот этот поезд только что прибыл из Москвы. А самая последняя новость: с 27 октября отсюда можно без пересадок добраться до Санкт-Петербурга», - рассказывает с места событий корреспондент ГТРК «Ямал» Павел Разуваев.
В этом году региональные железнодорожники познали как горечь потерь, так и радость приобретений. Потеряли многое: более двухсот километров железной дороги Новый Уренгой – Ямбург. А приобретение: начали эксплуатировать новый вокзал в городе газодобычиков. «В технологической начинке вокзал превосходит все вокзалы России своего класса», - отмечает начальник вокзала Олег Соловьев.
Увы, только за прошлый год чистая прибыль предприятия сократилась на треть. А тут ещё и Газпром отлучил от эксплуатации дороги на Ямбург. И сейчас компания решает, как быть с этой дорогой дальше. Так что заявлять, что на Ямале появилась ещё одна «мёртвая дорога», - рано. Но тенденция – настораживает…
Вагонные колёса диктуют Ямальской железнодорожной компании свои пути развития. И никуда не деться от простой истины: прибыль её прирастает не количеством шпал да числом пассажиров, а тоннами перевезённых грузов.
Видно, что в Ямальской железнодорожной компании отлично знают: не стоит смотреть вслед уходящему поезду, если ты на него уже опоздал. Нужно встречать новые поезда. А Северный широтный ход обретает реальные черты буквально на наших глазах. Железная дорога от Обской до Бованенково действует. Мост через реку Надым достраивается.
А к строительству трехсот десяти километров железной дороги от Надыма до Салехарда уже сегодня готовы приступить частные инвесторы. Готовы нефтегазовые компании вложиться и в железнодорожные пути от Бованенково до Сабетты.
Интенсивно достраивают сейчас морской порт и международный аэропорт в Сабетте. Но весь проект упёрся сегодня в финансовый тупик возведения моста через Обь. «Пять из шести звеньев арктического транспортного коридора либо уже построены, или по ним есть решения, проектная документация и понятны инвесторы. Проблема только с одним объектом - мостом через реку Обь в районе Салехарда. Без этого звена вся цепочка рассыпается», - отметил глава региона Дмитрий Кобылкин.
Построить мост планировали до 2020 года. Но в начале года средства на мостовой переход через Обь изъяты из федеральной адресной программы. Понимают ли в правительстве страны, насколько важно перейти этот Обский Рубикон для социально-экономического развития Ямала и России?.. «Мы утвердили его финансово-экономическую модель. И теперь – слово за правительством Российской Федерации, чтобы эти решения нашли своё отражение, в том числе, не только в федеральной целевой программе развития транспортной системы, но и в бюджете России на ближайшую перспективу», - сказал Максим Соколов, министр транспорта РФ.
Мост между Салехардом и Лабытнанги даст дорогу не только грузам и пассажирам. С ним связывают своё развитие все основные отрасли региональной экономики.