«Это пусть жуткая до дрожи, но своя история»

Какова цена истории? Тысячи загубленных жизней, множество пролитых слез и … 0 современных рублей. От знаменитых сталинских строек вскоре может не остаться ничего. Их разбирают буквально по рельсам и шпалам. И все, что происходило на Ямале в прошлом веке, может сохраниться лишь на страницах книг и в кинолентах. А ведь это не просто участок недостроенной трансполярной магистрали. Это еще и урок прошлого, который наглядно может продемонстрировать события тех времен. Как и любой лагерь ГУЛАГа, трасса Чум-Салехард-Игарка всегда вызывает интерес самых разных людей – от школьников и туристов до черных копателей и вандалов.

От Надыма до Салехарда. Они шли 40 дней. 576 км. Чтобы своими глазами увидеть, сфотографировать, задокументировать ту часть истории ямальской земли, о которой невозможно вспоминать без боли в душе и сегодня. Тюремные камеры как звериные клетки. Так содержали заключенных на печально известной 501-й стройке. Команда «Северный путь» нашла на своем пути 34 лагеря. Ямальские путешественники преодолели более 350 мостов. Не без риска для жизни.

«Самое сложное – это, конечно, переправы, там, где разрушены мосты, там, где шпалы падают из-под ног», - пояснил Игорь Кузнецов, Путешественник, заместитель председателя регионального отделения русского географического общества ЯНАО.

По словам географа, 8 лет назад его команда выполнила очень ценную задачу - составила карты всей 501-й стройки. Со всеми материалами экспедиции можно ознакомиться на сайте путешественников Ямала. Отснятый видеоматериал дает представление, как содержались тысячи замученных непосильным трудом людей. В этом воочию убедились и молодые педагоги надымской школы №4. Они тоже отправились к местам сталинской стройки, а именно к разъезду «Щучий». Здесь им рассказали, как зеки строили на морозе, а после возвращались в помещения с минусовой температурой. За ночь нужно было высушить одежду и снова отправляться на стройку. Участники экскурсии пришли к единому мнению – это место важно сохранить.

«Безусловно, нужно сохранить это место, ни в коем случае нельзя допустить его разрушения. Это память, а мы на своих уроках учим детей, что без прошлого нет будущего», - сказала Екатерина Сенцова, учитель начальных классов надымской школы №4.

«Это пусть жуткая до дрожи, но своя история», - Ольга Березина, подчеркнула председатель Ямало-Ненецкой окружной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Сохранить пока еще есть что, но десятки лет и природные стихии разъедают и поглощают все подряд: бараки, ограждения и даже железнодорожные разъезды. Такой участок под Салехардом обнаружила группа энтузиастов из клуба «Лотос». И еще. Здесь помимо безжалостного времени орудуют и безжалостные вандалы.

Первый экспонат на пути к конечной точке маршрута обнаружить не удалось –тут уже побывали торговцы историей. Аппетиты охотников за такими сувенирами необъятны: в 2005 году в Игарке с 503-й стройки были украдены... несколько паровозов. Позже их нашли в соседнем поселке. Наказать преступников оказалось не просто – тогда прокуратура отказала местной администрации в возбуждении уголовного дела, так как стоимость похищенного официально составляла 0 рублей.

Ближе к финальной точке маршрута становится ясно, что похищением одной лишь рельсы дело не кончилось - участок железной дороги, на котором пару недель назад сфотографировались туристы, недавно был спилен и вывезен.

Во имя спасения памяти о лагерях ГУЛАГа общественники собираются обратиться за поддержкой к властям. Однако опасаются - пока заработает бюрократическая машина, черные копатели найдут подобных себе покупателей, а от исторического объекта не останется ничего, кроме фото-документов и единичных воспоминаний редких уже очевидцев. В свою очередь, у надымских учителей появилась идея познакомить с историей региона и страны своих коллег из других городов Ямала. А молодежь Нового Уренгоя хочет организовать на 501 стройку туристические экскурсии. Уже в эти дни на мертвую дорогу отправится первая экскурсия. Путь в историческое прошлое продолжается.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика