Станет ли Ямал независимым от плодородного Юга? Северные аграрии не перестают экспериментировать
Как северные города сделать зелеными и цветущими. Эта мысль не дает покоя ученым и простым людям. Кто-то ставит эксперименты на личном участке, другие обустраивают питомники. Виктор Бурко попросил помощи, и ему выделили участок в лесной зоне. Чтобы вырастить на болоте хоть что-нибудь, садоводу пришлось провести большую работу. Продал машину, на эти деньги отсыпал грунт и завез перегной - около 30 камазов. Теперь на загородном участке растут сирень, облепиха, маньчжурский абрикос. А здесь прямо на открытом воздухе - клубника. Это удивительно. Такую ягодку на Полярном круге выращивают в основном в теплицах.
Эксперимент удался и в будущем садовод планирует расширить производство клубники. Вообще, он проводит много ботанических экспериментов. Пробует вырастить ландыши, боярышник, голубую ель из семян, дуб из желудей. Один из опытов даже начал приносить небольшую прибыль – выращивание кедров. На самом Крайнем Севере они не растут, хотя на среднем и южном Ямале их довольно много. Виктор Бурко заказывает саженцы в Красноярском питомнике. Большая часть погибает при перевозке. В последний раз из 3 тысяч выжили только 600. Еще хвойным нужно адаптироваться в местном грунте, он плодородностью не отличается. Проблема в мелком песке, в котором нет питательных веществ.
«Почему у нас выживают растения, у которых поверхностная корневая система? Они вбирают то, что отмерло, сгнило – шишки упали, трава выросла. А в глубине у нас нет черноземного слоя», - сказал Виктор Бурко.
Ученые из Томска вот уже 4 год бьются над своим экспериментом. С использованием удобрений и криогеля они пытаются вырастить цветы, деревья и кустарники, нетипичные для Арктики. Вблизи Салехарда устроили питомник. При посадке саженцы поливают раствором полимеров, похожим на кисель, который защищает почву от вымывания, выдувания и пересыхания. После зимы криогель становится только крепче.
«Он, примерно, как холодец. Только если холодец при положительной температуре снова расползется, то криогель будет держать такую же гелеобразную консистенцию. И чем больше циклов замораживания и оттаивания, тем более прочную структуру он приобретает», - рассказала Варвара Овсянникова, научный сотрудник Института химии нефти, г.Томск.
Хорошие результаты на Крайнем Севере уже показала роза и кедровый стланик, кедр, к сожалению, плохо прижился. В этом году под наблюдением несколько видов жимолости, черемуха, лох серебристый, пихта, можжевельник и другие. В первый год экспериментов выживаемость растений была 50 процентов. Сейчас - выше 70. Каждый раз при посадке используют новые разработки – морозостойкие бактерии, грибковые, минеральные комплексы.
«Хвойные растения здесь горят потому, что снег у нас не тает, когда начинается весна, поэтому деревья погибают. Мы приняли это на вооружение, и будем укрывать растения на первое время», - поделился Александр Гидеон, директор Окружного технопарка «Ямал».
Главная цель ученых – выяснить, какие деревья и кустарники могут прижиться на полярном круге, чтобы затем засаживать ими эту землю. Возможно, в будущем на Ямале появятся целые парки. Пока же живых крон на Севере не так много, как хотелось бы.