Научный центр изучения Арктики заинтересовался педагогом, выдвинувшим теорию возникновения ямальской воронки

Появление нашумевшей ямальской воронки мог бы объяснить любой грамотный артиллерист. Если бы, конечно, кто-нибудь его об этом попросил. Оказывается, физический процесс, способный привести к образованию кратера в ямальской тундре, идентичен тому, что возникает при попадании в танк кумулятивного снаряда. Эту любопытную версию защищают салехардский школьник и его научный руководитель.

Ямальскую воронку обнаружили почти два года назад. Но у специалистов до сих пор нет единого мнения о причинах ее появления. Пролить свет на тайну происхождения кратера попытались в Детско-юношеском центре Салехарда. Старшеклассник и его научный руководитель предложили собственную версию.

Ямальская воронка

«От невероятного к очевидному» - так называется научный метод, который использует Владислав Николаев в детско-юношеском центре. Его суть проста – верить в законы физики, а не в потусторонние силы. Вот и старшекласснику Валере, который заинтересовался тайной ямальской воронки, он предложил не инопланетную, а вполне земную версию. То, что там произошел газовый выброс, предполагали многие. Но как именно это произошло – внятного и убедительного ответа не было. И преподаватель начал искать аналогии с известными физическими процессами.

Физик по образованию, он вспомнил давнюю лекцию одного из своих преподавателей о кумулятивном эффекте. Для стрельбы по бронированным целям используют особые артиллерийские снаряды, которые концентрируют энергию в заданном направлении. Форма ямальского кратера и отверстия, возникающего в броне танка при попадании такого снаряда, удивительно похожи.

Версия происхождения мальской воронки

Его любопытный подопечный вплотную взялся за законы гидродинамики и военное дело. И вскоре понял, что выстраивается стройная гипотеза, которую не так-то просто опровергнуть. Под огромным давлением скопившийся газ вымывает слой мерзлоты, подобно струе воды или кумулятивной энергии артиллерийских снарядов.

Озера в Ямальской тундре

Они предположили, что похожими процессами можно объяснить огромное количество озер в ямальской тундре. Поняв физический механизм возникновения воронок, можно будет прогнозировать и предотвращать появление новых. «Образуется пузырь под мерзлотой, где газ сосредоточен в огромных количествах. И на стенках этого газа сосредоточены более тяжелые углеводороды. Они пассивно излучают терагерцевые излучения. Мы предположили, что с помощью терагерцевых приемников можно будет реально оценивать объем этих полостей», - рассказывает ученик 11 класса Валерий Кужилев.

Призер олимпиад по физике, Валера уже излагал свою гипотезу на одной из школьных конференций в Новом Уренгое, но этого недостаточно. И он, и его научный руководитель хотели бы услышать компетентное мнение специалистов.

Инициативным педагогом уже заинтересовались в научном центре изучения Арктики. Здесь Владислава Николаевича считают талантливым педагогом - он помогает школьникам, увлеченным точными науками, развивать их способности. Будущие студенты серьезных вузов со временем станут теми специалистами, дефицит в которых округ испытывает уже давно. «Нехватка кадров и борьба за них начинается на сегодняшний день уже со школьной скамьи. И вот следующий год, объявленн Годом молодежных инициатив. И мы очень надеемся и верим в потенциал Владислава Николаевича. Потому что на примере, как он работает с учениками, мы понимаем, что эти молодые ребята хотят возвращаться», - отмечает Антон Синицкий, и.о. директора ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики».

Антон Синицкий, и.о. директора ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики»

А на базе Российского центра освоения Арктики хотят открыть школу юного полярника. У педагогов и их талантливых учеников появится реальная возможность защищать свои идеи и проекты на настоящих научных конференциях с участием специалистов со всей России. «Российский центр – это как площадка для того, чтобы можно было с теми же идеями, результатами, наработками выходить на другой уровень, то есть наиболее инициативные ребята смогут участвовать в круглых столах наряду с академиками, смогут точно также выступать с докладом и защищать свою точку зрения», - сказал Владимир Пушкарев, директор НП «Российский центр изучения Арктики».

Владимир Пушкарев, директор НП «Российский центр изучения Арктики»

Вступить в полемику с настоящим академиком – что может быть увлекательней? Ведь еще неизвестно, кто победит в таком споре – опыт или свежие идеи. В любом случае для Валеры, который мечтает поступить в университет нефти и газа имени Губкина, такое общение было бы очень полезным.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика