Научный центр изучения Арктики заинтересовался педагогом, выдвинувшим теорию возникновения ямальской воронки
Появление нашумевшей ямальской воронки мог бы объяснить любой грамотный артиллерист. Если бы, конечно, кто-нибудь его об этом попросил. Оказывается, физический процесс, способный привести к образованию кратера в ямальской тундре, идентичен тому, что возникает при попадании в танк кумулятивного снаряда. Эту любопытную версию защищают салехардский школьник и его научный руководитель.
Ямальскую воронку обнаружили почти два года назад. Но у специалистов до сих пор нет единого мнения о причинах ее появления. Пролить свет на тайну происхождения кратера попытались в Детско-юношеском центре Салехарда. Старшеклассник и его научный руководитель предложили собственную версию.
«От невероятного к очевидному» - так называется научный метод, который использует Владислав Николаев в детско-юношеском центре. Его суть проста – верить в законы физики, а не в потусторонние силы. Вот и старшекласснику Валере, который заинтересовался тайной ямальской воронки, он предложил не инопланетную, а вполне земную версию. То, что там произошел газовый выброс, предполагали многие. Но как именно это произошло – внятного и убедительного ответа не было. И преподаватель начал искать аналогии с известными физическими процессами.
Физик по образованию, он вспомнил давнюю лекцию одного из своих преподавателей о кумулятивном эффекте. Для стрельбы по бронированным целям используют особые артиллерийские снаряды, которые концентрируют энергию в заданном направлении. Форма ямальского кратера и отверстия, возникающего в броне танка при попадании такого снаряда, удивительно похожи.
Его любопытный подопечный вплотную взялся за законы гидродинамики и военное дело. И вскоре понял, что выстраивается стройная гипотеза, которую не так-то просто опровергнуть. Под огромным давлением скопившийся газ вымывает слой мерзлоты, подобно струе воды или кумулятивной энергии артиллерийских снарядов.
Они предположили, что похожими процессами можно объяснить огромное количество озер в ямальской тундре. Поняв физический механизм возникновения воронок, можно будет прогнозировать и предотвращать появление новых. «Образуется пузырь под мерзлотой, где газ сосредоточен в огромных количествах. И на стенках этого газа сосредоточены более тяжелые углеводороды. Они пассивно излучают терагерцевые излучения. Мы предположили, что с помощью терагерцевых приемников можно будет реально оценивать объем этих полостей», - рассказывает ученик 11 класса Валерий Кужилев.
Призер олимпиад по физике, Валера уже излагал свою гипотезу на одной из школьных конференций в Новом Уренгое, но этого недостаточно. И он, и его научный руководитель хотели бы услышать компетентное мнение специалистов.
Инициативным педагогом уже заинтересовались в научном центре изучения Арктики. Здесь Владислава Николаевича считают талантливым педагогом - он помогает школьникам, увлеченным точными науками, развивать их способности. Будущие студенты серьезных вузов со временем станут теми специалистами, дефицит в которых округ испытывает уже давно. «Нехватка кадров и борьба за них начинается на сегодняшний день уже со школьной скамьи. И вот следующий год, объявленн Годом молодежных инициатив. И мы очень надеемся и верим в потенциал Владислава Николаевича. Потому что на примере, как он работает с учениками, мы понимаем, что эти молодые ребята хотят возвращаться», - отмечает Антон Синицкий, и.о. директора ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики».
А на базе Российского центра освоения Арктики хотят открыть школу юного полярника. У педагогов и их талантливых учеников появится реальная возможность защищать свои идеи и проекты на настоящих научных конференциях с участием специалистов со всей России. «Российский центр – это как площадка для того, чтобы можно было с теми же идеями, результатами, наработками выходить на другой уровень, то есть наиболее инициативные ребята смогут участвовать в круглых столах наряду с академиками, смогут точно также выступать с докладом и защищать свою точку зрения», - сказал Владимир Пушкарев, директор НП «Российский центр изучения Арктики».
Вступить в полемику с настоящим академиком – что может быть увлекательней? Ведь еще неизвестно, кто победит в таком споре – опыт или свежие идеи. В любом случае для Валеры, который мечтает поступить в университет нефти и газа имени Губкина, такое общение было бы очень полезным.