Времена года – весна: апрельские хроники о роли тепла и света в метаморфозах воды
Всю осень и зиму ветры с океанов несли нам теплые дожди, но до остывшего Севера они долетали только твердой водой белого цвета. Лишенная способности растекаться, она копилась в лесах и тундре, на крышах и во дворах сугробами самой разной толщины. Но вот апрель, солнце с каждым днем все выше, рассвет начинается с трех утра, и скоро ночи на Ямале не станет вовсе.
Градусник за окном переползает в плюс, холодное и твердое опять становится жидким, и, в полном согласии с законом Ньютона, падает и стекает сверху вниз. Весна света на Ямале превращается в весну живой воды.
Эти чудеса еще только начались.
Но уже через какой-то месяц с небольшим, если не мешать природе, воды тут станет больше, чем суши.
После небывало холодной зимы северяне всегда ждут небывало жаркого лета. Чтобы оно наступило, сначала надо пережить то, что тут называют межсезоньем или весенней распутицей. Каждый год она начинается и длится по-разному, но примерно на месяц местные жители становятся заложниками знаменитого ямальского бездорожья.
Весеннее тепло плавит зимники и переправы, и добраться куда-нибудь до ледохода на Оби и ее притоках можно только по воздуху. Именно поэтому еще до превращения Ямала в сезонный архипелаг северяне завозят в города и поселки все необходимое, чтобы продержаться до первых кораблей.
Мы специально побывали на столичной стороне переправы 22.04.2021- и вот как выглядел оттуда увеличенный город Семи лиственниц во второй половине ясного дня.
До Лабытнаног доходит Северная железная дорога, по ней и доставляются основные грузы для ямальской столицы. Соседские города разделяет большая река без мостов. Ледовую переправу через нее к третьей декаде этого апреля уже заливают темные вешние воды из тундры, и совсем скоро для легковых автомобилей ее окончательно закроют. Машины с полезными грузами будут ходить через Обь до последней возможности.
А на прощанье, чтобы не нарушать традиций, мы снова окинули все это воздушным взором – на этот раз с музыкой:
Если вам она показалась не вполне мажорной – не печальтесь, еще не время. Но же совсем скоро все тут зазвучит вот так: