Ямальские гидрогеологи взяли пробы воды в реках Салехарда
В фокусе внимания - ее физический и химический состав
Уровень воды в северных артериях поднялся до нужного ученым уровня, и специалисты Научного центра изучения Арктики пришли к рекам и протокам Салехарда. Гидрогеологи провели замеры и взяли пробы.
Вновь собрав спецприборы и контейнеры, ученые отправились в самую глубь тундры, где много воды. Они измерили температуру, уровень ph, электропроводность, содержание минералов. Обязательны пробы и на содержание нефтепродуктов. Наблюдения проводятся не из праздного любопытства. Они важны для строительства объектов и сохранности уже существующих конструкций.
Читайте также: Водоканал Салехарда законсервировал три насосные станции на время половодья
«Основной наш потребитель - строительство - гражданское, городское, линейное - все строится на важной информации о гидрологической, гидрогеологической обстановке на территории округа. По старым нормам и правилам, которые есть, изучается ситуация только на момент изысканий для строительства, то есть они посмотрели какие воды и забыли про них практически навсегда», - говорит Анна Башкова, научный сотрудник сектора криосферы Научный центр изучения Арктики.
Такая беспечность совсем ни к чему, особенно сегодня, когда меняется климат. Усугубляет ситуацию и антропогенное воздействие на природу. От суммы факторов меняются состав воды, температура и даже направление - это вносит свою лепту в таяние мерзлоты. Все взаимосвязано.
«Самый ближайший пример - автомобильный мост. Чтобы правильно его построить, необходимы характеристики воды - расход, режим. То есть нам нужно знать максимальный уровень, который будет в половодье, чтобы вода не снесла конструкции моста. Такие случаи, когда водотоки влияли на инженерные объекты, были на трассе Надым-Салехард недавно», - поясняет Валентина Паламарчук, младший научный сотрудник сектора криосферы Научного центра изучения Арктики.
Гидрогеологический проект на Ямале запустили всего год назад. Ученые пробурили три наблюдательные скважины, но говорят, что этого недостаточно. В этом сезоне планируют обустроить дополнительные «колодцы». Один из главных героев научного блокбастера - река Преображенка. Интересуют людей науки и ее протоки.
«Потому что она находится в непосредственной близости к городу, протекает под автомобильной дорогой, где тоже установлен мост», рассказывает Александр Гинзбург, младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.
В науке, как и в строительстве, важно заглядывать в будущее, выверяя каждый шаг. В планах масштабного проекта создать карту, где будут указаны благоприятные и неблагоприятные участки для возведения объектов. Такого справочника нет не только на Ямале, но и в других арктических регионах. Для этого требуются годы наблюдений, а пока все на этапе накопления данных.