Ветеран Арктики в запасе. Ледокол «Россия» пришвартован до экстренного случая

Ветеран Арктики в запасе. Ледокол «Россия» пришвартован до экстренного случая

28 лет следил за сердцем «России» Минигалим Рахимов. Не подводило ни разу. Чего это стоило — известно, пожалуй, лишь работникам центрального отсека.

Старший мастер центрального отсека атомного ледокола «Россия» Минигалим Рахимов говорит: «Механизмы не вечны, бывало выходили из строя, но в ущерб своему отдыху и сну приходилось ремонтировать некоторые механизмы».

Теперь старший мастер готовит реактор к выгрузке топлива — последней. Заключение научных экспертов жесткое — новая перезарядка нецелесообразна, дальнейшая эксплуатация не гарантирует безопасности. Впереди — причальная стенка и холодный отстой. Почти приговор.

В ближайшие пять лет атомоход «Россия» можно считать ледоколом запаса, он не исключен из морского регистра и в случае острой необходимости сможет выйти в море, зарядив реактор и набрав экипаж.

Известным во всем мире ледокол стал в 1990, когда совершил первый круизный рейс на Северный полюс. Да еще и с иностранными туристами. Пассажиры — арабские принцы, европейские и американские толстосумы. Экипаж — 30-летние советские моряки, видевшие миллионеров только по телевизору. И ничего, справились.

Старший инженер-механик атомного ледокола «Россия» Вадим Шакуро вспоминает: «Люди они достаточно образованные с неплохой культурой, и, как все богатые люди, любят дармовые напитки».

Но самыми желанными пассажирами России стали полярники. Атомоход увозил персонал на дрейфующие станции и вывозил обратно на Большую землю. Прорывался к СП, когда льдины вдруг трескались и ученые свое спасение связывали только с позывными UCJU.

Помощник капитана атомного ледокола «Россия» по электронике Владимир Лебедев поясняет: «Это телеграфный позывной, он использовался при передаче морзянкой. Все в актуальном состоянии, мы частично это оборудование используем».

Особая страница в истории России — исследования на Арктическом шельфе. В 2007 году ледокол сопровождал экспедицию, которая опустила на полюс глубоководные аппараты «Мир». В 2011 — атомоход с ювелирной точностью вел за собой научное судно «Академик Федоров». После этого похода капитан Спирин получил орден «За заслуги перед Отечеством». Атомоход «Россия» — заслуженную похвалу. Страна Россия — прибавку в десять процентов к шельфу.

Капитан атомного ледокола «Россия» Александр Спирин говорит: «Когда ледокол идет, и вдруг останавливается, так его погладишь, скажешь — ну, родной, давай еще, еще, еще. И он слушается и идет. Это уже можно считать, что мы срослись, и всегда говоришь „наш ледокол“, „мой ледокол“, без этого уже нельзя».

Их реактор уже заглушен. Их позывные уже не в эфире. Их ледокол — вторым бортом у причала. Даже с берега не видно. К концу десятилетия — гильотина и металл на иголки.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2022. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика