«В поисках Кедрового Дня». Специальный проект Лилии Зайнуллиной
«Продать» Шурышкарский район. Как бы резко не звучало, но в этом и есть главная задача туроператоров. Ямало-Ненецкий округ для остального мира – ненцы в самом названии региона, а еще чумы и олени. И все это можно найти в Ямальском и Приуральском районах, куда уже давно протоптана туристическая тропа.
Этой территории придется искать свои «фишки». Одна из них - деревня Ханты-Мужи, где располагается природно-этнографический парк-музей «Живун». Представители туроператоров в первую очередь оценивают логистику. Дорога длинная больше 5-ти часов. Но зато летом можно добраться по реке, зимой по снежной трассе на любом транспорте. Для проживания есть домики, но для дальнейшего развития нужно поработать и над этим.
«Одно дело пройтись по дорожкам, посмотреть какие-то амбары, еще что-то какие-то строения различные, которых здесь очень много, да. Насыщенная конечно здесь программа. Представлены и нарты и лодки и различные летние домики, и зимние домики» - «Но все-таки погружение в плане чего?» - «В плане проживания. Все-таки это отдельно надо делать, скажем, так некую территорию. Где будет конкретно стоять домик, будет стоять, допустим, какая-то печка и это все будет огорожено», - говорит Виктор Вакула, начальник отдела внутреннего и въездного туризма ГБУ ЯНАО «Ямалтур».
На территории парка-музея помимо домиков есть дровяные чумы, лабазы и священные места для поклонения духам. 7 таких идолов в 1880 году вывез итальянский ученый Стефано Соммье. Теперь они хранятся во Флоренции.
А эти деревянные фигуры создали ямальские мастера для восстановления древнего святилища. Вот здесь стоит «на одной ноге амбар», который защищал продуктовые запасы от медведей и росомах и мог располагаться на высоте до 7 метров.
А тут туристам предлагают пройти по охотничьей тропе. И посмотреть каким образом охотился народ ханты. Многие экспонаты гуманностью не отличаются. Но таковы условия выживания человека в тундре.
Еще одной «фишкой» района могли бы стать медвежьи игрища. Это – не просто праздник, а ритуал с глубоким сакральным смыслом. Народ ханты отмечал его несколько дней. Обряд сопровождался театрализованными представлениями, танцами и песнями, которые длились по несколько часов.
На небольшом полотне с помощью фигурок рассказывают миф и историю зарождения праздника. О том, как бог Торум спустил своего Небесного Сына на Нижнюю Землю. Но сын начал разорять стада и лабазы людей. Тогда в наказание Торум отправил к нему охотников, чтобы они вернули душу медведя обратно к Небесному отцу. Весь обряд медвежьих игрищ и посвящен этому ритуалу.
Следующий пункт рекламного тура – деревня Рользин-горт, которая не обозначена на карте и где стоят лишь несколько строений. Здесь гостей принимают единственные жители деревни - семья Талигиных. Мужчины показывают особенности подледной рыбалки. Участники тура пришли к выводу, что необходима ночевка. Дорога до Рользин-горта и обратно занимает практически весь день.
«Для людей более старшего возраста дорога будет тяжёлой. Как ее сделать более привлекательной, над этим надо конечно подумать, потому что даже современная техника, насколько бы она комфортной не была, не смогла она доставить того уровня комфорта, чтобы люди почувствовали все прелести того, что они готовы увидеть», - рассказала Зельфира Махмутова, представитель компании «Discover Yamal».
Можно развивать День вороны – Ворна Хатл и Обскую ярмарку. Желательно согласовать с жителями и сдвинуть День оленевода, чтобы туристы смогли побывать сразу на нескольких праздниках. Представители туроператоров, предлагают устроить шоу, чтобы люди захотели ехать 200 километров за ярким зрелищем.
«Необходимо получить праздник, который будет радикально отличаться от Дня оленевода, потому что День оленевода понятен всем. А если сделать, ну если набрасывать, Кедровый день, День кедра, все что угодно. И в него объединить несколько праздников в Шурышкарском направлении. То тогда у нас получится один такой емкий праздник. Пусть мы, например, говорили, это будет осень. Здесь классная природа. И я думаю, он будет очень ярким праздником», - говорит Ольга Васильева, организатор рекламного тура, представитель компании «Ясавэй».
Есть шишки на скорость, бросать на дальность, и готовить из них блюда и напитки. В общем, Кедровый день может быть вполне тематическим. Это лишь одна из идей, которую туроператоры подарили району. Дальнейшее продвижение будет зависеть от властей. Организаторам путешествий нужно, чтобы тур был наполнен разными составляющими, которыми можно оперировать в зависимости от его продолжительности и предпочтений гостя. Создать турпродукт «с нуля» - сложно. Но ведь все зависит от желания тех, кто над ним работает.
День оленевода когда-то был тоже не самым известным праздником, а теперь – ямальский бренд. Как показала практика, туристы и российские, и иностранные, хотят ехать на Ямал, пусть это удовольствие и не из дешевых. Но им важно увидеть то, чего нет в других районах и странах. Арктика – загадочная и притягательная. Ямал – яркий и самобытный. Нужно лишь их красиво подать.