О том, сколько проблем у оленевода
Предприятия ТЭКа – это сотовая связь, медпомощь, продукты питания для коренных северян. Сотрудники научного центра изучения Арктики продолжают исследования жизни кочевников. Валерий Кибенко на этот раз встречался с оленеводами-частниками Гыданской тундры. Опрос 49 – и семей показал, что сегодня тундровики не хотят перегонять свои стада на cевер полуострова. Из-за отсутствия там магазинов, убойных комплексов, людям негде сдавать продукцию оленеводства. Маршруты выбираются ближе к Тазовскому району и к Красноярскому краю. В последнем кочевники переняли такой вид жилища, как балок. Он крепится на деревянные полозья - лыжи, стены - клеенка, шкуры и брезент. Легкое жилье могут перевозить 6 – 8 оленей.
Научный сотрудник «Центра изучения Арктики» Валерий Кибенко рассказал: «Только в прошлом году введен убойный комплекс большей мощности, до этого была приемка мяса, но небольшие объемы. То же самое на фактории Танамо - там принимается небольшой объем мяса оленя, и его можно обменять только на продукты. То есть оленевод не получает денег. У кого есть возможность, те реализуют продукцию оленеводства в Красноярском крае».
В списке проблем, с которыми сталкиваются оленеводы: повреждение гусеницами транспорта пастбищ, перевыпас, изменение климата и бродячие собаки. Часто стаи голодных животных нападают на стада у поселков и около предприятий энергетического комплекса. Ученые так же отметили, что кочевники мало информированы о проектах, которые реализуются и будут разработаны в ближайшее время на Ямале.