Разведение бройлеров на продажу: с какими трудностями сталкивается ямальский фермер?
Личное хозяйство на Ямале – поле не паханое, считает салехардский птицевод. Начав с курятника для домашнего стола, сегодня он занимается разведением бройлеров на продажу. Как решает свои проблемы и к чему стремится городской фермер – корреспондент vesti-yamal.ru Марина Пормина.
«Воды на первое время стараюсь не лить, чтобы она не застаивалась. Лучше я буду это делать чаще и вода будет посвежее. Раньше всего этого не было приходилось все делать руками. Снизу таскал канистру с водой. Заливал, опять носил»
Если бы строил бизнес в расчете на господдержку - ни к чему бы не пришел, считает фермер. А рисков для куриного бизнеса на Крайнем Севере хватает. Яйцо поставляется из Чехии, в долгой дороге по России, страдает от перепадов температуры. В результате цыплят в инкубаторе выводится - когда 90% , когда 50, а когда и 20. Зимой курятнику нужно тепло, летом - прохлада.
В этом году ферма планирует перейти на бесперебойную работу. Летом здесь проведен хороший ремонт, установлена вентиляция подведена вода. Сейчас здесь подрастают 700 бройлеров, на большую часть из них уже поступили заказы.
В списке покупателей - пенсионеры, беременные северянки, спортсмены. Есть заказы даже из соседнего Надыма. В чем секрет такой популярности? Все просто – продукция экологически чиста, имеет сертификат соответствия. Выращивается 42 дня строго по технологии. «По плану я уже должен мир завоевать» – шутит фермер, - «да вечно что-нибудь тормозит». Из трех инкубаторов - российского, украинского и китайского, последний пришлось забраковать.
Еще одна проблема - помещение за городом, построенное на грантовые деньги. Подвести электричество в тундру по тарифам местной энергетической компании стоит почти столько же, сколько само здание. Если отапливать вторую ферму генератором, курица выйдет золотой. Вот и стоит полезная площадь без дела.
«Конечно же, я не в плюсе. Имея те производственные мощности до которых дошел – деньги были заемные и кредитные. Сложно говорить о рентабельности и о плюсе. Она конечно же есть. Но пока я не отбил вложенные деньги и не могу считать себя успешным. Когда отобью все деньги, я смогу говорить о рентабельности, выгодно не выгодно», - рассказал Игорь Саромудов, фермер.
Несмотря на трудности, дело свое фермер не бросает. Развивает смежные коммерческие проекты, строит цеха по убою и переработке птицы. Планирует начать продажу продукции в торговых точках. Тогда сможет получать господдержку на реализацию мяса. Именно она поможет сдерживать цену бройлеров. А иначе она будет только расти - параллельно с подорожанием комбикормов, бензина, закупки и транспортировки яиц.