Программы гидромониторинга помогут решить вопросы строительства в вечной мерзлоте
Один из главных вопросов для Арктики - как строить в вечной мерзлоте? Ответы на него продолжают искать с помощью программы гидромониторинга. Тема актуальная, но пока малоизученная. Какие открытия сделаны на день сегодняшний?
Булькнула вода на глубине 22 метров, говоря на языке ученых, это межмерзлотная жидкость. Если представить, что почва-торт, то десерт точно многослойный. По архивным, еще советским данным, здесь как минимум 5 «коржей». А людей науки интересуют первые два, где побольше информационной начинки. Скважине этой скоро исполнится год, здесь в мерзлом состоянии были вскрыты суглинки глины с прослойками льда.
На расстоянии меньше 10-ти метров демонстрационный объект - расселенный жилой дом. В Салехарде пробурено уже 8 аналогичных скважин, глубиной до 26-ти метров. Данные из каждой автоматически отправляются в единую систему. Показатели одной из точек уже не радуют - уровень грунтовых вод поднялся более чем на полметра. Это за две недели. Видимо, сказалась февральская оттепель.
На Ямале города молодые. И даже достопочтенный Салехард, которому уже 430 лет, потихоньку превращается в «каменные джунгли». Капитальные строения, то есть тяжеловесные гиганты, которые дают большую нагрузку на почву, стали появляться лишь в начале 90-ых, отсюда и острая необходимость в понимании, как строить, чтобы ничего не развалилось.
Есть надежда на термостабилизаторы. В качестве подопытного вот эта новостройка в 9 этажей. Грунты основания в мерзлом состоянии, но это сегодня, при строительстве почва была талой. Ученые применяют метод искусственного намораживания. Только по периметру установлены 50 термокос.
Помощники мерзлоты начинают работать при температуре - 16 градусов, но сегодня из-за капризов зимы у термостабилизаторов простой.
В науке, как и в строительстве, важно заглядывать в будущее, выверяя каждый шаг. В планах масштабного проекта, создать карту, где будут указаны благоприятные и неблагоприятные участки для возведения объектов. Такого справочника нет не только на Ямале, но и в других арктических регионах. Для этого потребуются годы наблюдений.