Проблемы Арктики обсуждали на конференции в Салехарде
Как заставить российскую науку сконцентрироваться на арктических проектах? Как убедить власти северных регионов принимать решения, согласованные с мнением ученых?
Ответ на этот вопрос искали сегодня в столице Ямала на конференции «Освоение Арктики – новый виток в развитии отечественной науки и инноваций».
Говоря образно, Ямал становится сегодня ледоколом, пробивающим оптимальные пути развития для всей российской Арктики. Этот маршрут очень непрост, поскольку проходит сквозь ледовые торосы противоречий между наукой, бизнесом и властью.
«Сегодняшняя конференция – она в каком-то аспекте – пионерская. Потому что звучат очень неудобные вопросы. Как по природным ресурсам, так и по геополитике», - сказал заместитель губернатора ЯНАО директор департамента международных и внешнеэкономических связей Александр Мажаров.
Когда нефтегазовый монополист заказывает научную экспертизу, находятся и деньги, и транспорт – от ледоколов до вертолетов. Но эти исследования носят, в основном, прикладной характер, и не имеют никакого отношения к науке фундаментальной. Пока главной ценностью Арктики остаются нефтедоллары, ни о какой разумной, научно обоснованной жизнедеятельности человека в высоких широтах не может быть и речи. Пока Ямал используют как сырьевую кладовку, потребность в арктической науке так и будет носить сугубо камуфляжный характер. И вся научная мысль России так и будет пылиться вдали от реального Севера - в Москве, Питере, Екатеринбурге, Новосибирске…
«Мы на всем экономим, мы зарегулированы, и самое главное, что у нас не работает цепочка: идея – КБ – разработки подготовки к производству – и потом промышленное производство», - говорит академик РАН Владимир Мельников.
Кадровая политика в Арктике, техногенные и экологические риски, продовольственная безопасность, сохранение культуры аборигенов – всё это требует безусловного научного обоснования и новейших технологий, как промышленных, так и социальных. Некоторые из таких технологий представили на конференции специалисты ямальского научного Центра изучения Арктики. С помощью мобильных медицинских комплексов они исследуют здоровье северян в самых отдаленных поселках.
Необходимо сформировать в Арктике инфраструктуру для генерации знаний и новейших технологий, внедрения инновационных проектов – только тогда можно будет всерьез браться за ее освоение. И работа эта должна быть системной и совместной. В одиночку с ней не справится ни власть, ни бизнес, ни залётные Ньютоны, ни местные Кулибины.
«Это, вообще говоря, называется сегодня высокопарно – «новая промышленная политика». Снизу! Не назначение победителей сверху, а снизу – коллективный поиск инновационно новых возможностей», - считает директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов.
Шельф Арктики, прежде всего – Баренцево и Карское море, настоящий Клондайк углеводородов. По сути, полный цикл работ на нем – от разведки до перевозок готовой продукции – это лучший ответ на энергетические вызовы текущего столетия. И ученые единодушны сегодня в главном: хватит уже толочь арктическую воду в ступе проблем циркумполярного региона, пора приниматься за работу. Но справиться с этим можно лишь в том случае, если под каждый проект будет заложен прочный научный фундамент.