Перемены не пугают северных кочевников. Оленеводы Приуралья каслают по тундре
Сложно ли находиться в постоянном движении — в материале на vesti-yamal.ru
Благосостояние приуральцев с древности зависело от оленеводства, поэтому оно является ведущей отраслью хозяйства. Круглый год эти животные находятся под открытым небом, сами добывают себе пищу и кочуют от одного пастбища к другому. И жизнь оленеводов напрямую зависит от рогачей.
Распивая утренний чай, маленький Вадим еще не знает, что впереди у него и родителей - трудный день. Переезд.
Жилищная перемена, так пугающая многих, для кочевников Арктики - обычное дело. Летом несколько семей со своими стадами объединяются в одну артель и продвигаются к Уральским горам или берегам Ледовитого океана.
Анатолий Худи каслает по тундре с тремя родными братьями.
«На целые сутки у нас два пастуха есть, работают с оленями. Караулят, потом они их утром часиков к девяти-десяти пригоняют. Потом кто-то отдыхает, а следующие идут на дежурство», - рассказал Анатолий Худи, оленевод.
Летние пастбища меняют раз в три дня. За это время трехтысячное стадо успевает съесть на участке весь ягель и вытоптать тундру в радиусе 200 километров.
Из-за рогачей ненцы живут на «чемоданах» с мая до октября. В середине сентября оленеводы уже поворачивают нарты к «зимней дороге». Продукты, бытовую химию, аптечку - хранят и перевозят в больших пластмассовых коробах, все остальные вещи - шкуры, на которых спят, постельное белье, подушки, и одежда - складываются в самодельные сани.
Каждые - для своих нужд, к примеру чумовые - для шестов от жилища. «Добро» семьи умещается в среднем в 8 нартах, тянут каждую - 4 крупных быка.
Всего лишь 4 часа и от летней стоянки оленеводов не осталось и следа. Четыре чума собраны и сооружен временный кораль. Сюда загонят быков, которые будут перевозить аргиш.
А дальше дорога. Путь в 20 километров занял у кочевников 5 часов. И вновь обустройство жилища. 30 еловых шестов - для основы, сверху -брезентовый полог. Это летний вариант дома.
Вместо пластикового окна - брезентовое. Полом все лето кочевникам служит обычная земля, доски в чуме начинают стелить только в конце октября.
День был тяжелый.
«Тяжелый день каслания, железную дорогу надо еще переходить, это нас затрудняет. И нам и оленям тяжело. Телята возле дороги остались, не могут дорогу перейти, боятся железки, матери им помогут», - рассказал Анатолий Худи, оленевод.
Новое место осмотрят завтра утром. Анатолий и его брат Аркадий выйдут на дежурство. Алена - хозяйка чума спозаранку начнет варить обед.
А двухлетний Вадим, сам того не понимая, продолжит впитывать традиции тундры и вскоре станет ее наследником.