Обида на советскую власть не помешала людям защищать родину
Сегодня День памяти жертв политических репрессий - людей, чьи судьбы были сломаны советским государством. Кого-то просто убили, других – сослали на рабский труд в самые гиблые места. Многие из так называемых “врагов народа” умирали по дороге. Другие - от голода и непосильного труда. Выживали самые сильные. Некоторые из ссыльнопоселенцев так и остались на Ямале.
И все же, как вспомнится былое, голос и руки у Александра Бешкильцева предательски дрожат. Его дед Спиридон с братьями Николаем и Селиверстом жил в добротном семейном доме. Дружно вели хозяйство. Советская власть раскулачила Бешкильцевых в 30-м году прошлого века. Старшего из братьев, приписав ему связь с белочехами, расстреляли. Младших из родной Сыртарьи сослали в Обдорск.
«Все нажитое конфисковано. Они богато жили – у них катер свой был, баржа была, держали до 5 тысяч оленей. Надо было делиться с той властью. Так и произошло, но насильственным путем. Дед, когда его арестовали, вопрос был задан - обижаетесь ли вы на советскую власть? – он говорит да обижаюсь. Потому что лишили всего», - вспоминает Александр Бешкильцев, репрессированный.
Но и на этом злоключения семьи не закончились.
1937 год, арест и расстрел
Спиридона и Селивёрста по доносу арестовали, вывезли в Тюмень и расстреляли. Родные узнали об их судьбе лишь в 56-м, после 20-го съезда КПСС, где был осужден культ личности Сталина. Обида на советскую власть не помешала Бешкильцевым защищать родину в годы войны.
Потом работали на Салехардском рыбоконсервном заводе. Трудолюбие спасало и здесь – семья выращивала картофель, разводила кур.
1999 год, реабилитация
Бешкильцевы были, наконец, реабилитированы. Сегодня потомки славного рода, чью фамилию с 17 века помнит российский Север, живут в Салехарде, Тобольске, Тюмени, Кургане, Новосибирске. И многие, как их далекие предки, снова заняты сельским хозяйством.