О покорителях ямальских небес. С чего начиналась арктическая авиация
Сегодня российские авиаторы отмечают профессиональный праздник. В этот день в 1923 году был учреждён Гражданский воздушный флот. Летчики должны были перевозить пассажиров, почту и разные грузы. Первым маршрутом, по которому отправили людей – Москва - Нижний Новгород, протяженностью 420 километров.
Валерий Степанченко авиатор в нескольких поколениях. Его семья летала на 14 разных машинах. Сам он, закончив учебу, должен был работать на самолетах, но судьба распорядилась иначе. Молодому специалисту поручили осваивать вертолеты МИ-6 и почти сорок лет назад «винтокрылая пташка» салехардского авиаотряда взмыла в воздух. С тех пор эти машины помогали геологам в покорении Севера. Доставляли балки, трубы, буровые, и даже коров.
«В те времена мы заботились о детях, чтобы в каждом поселке детские сады имели настоящее живое молоко, поэтому возили из Салехарда. У нас здесь был самый крупный совхоз по округу, стадо - более 1000 голов. Вот мы и развозили по поселкам по 10, по 20», - вспоминает Валерий Степанченко, экс-руководитель участка вертолётов МИ-6.
8 тонн на борту и 12 на подвеску. Эти мощные машины тогда были просто незаменимы. Авиаторы отмечают почти каждую круглую дату, со дня первого полета МИ-6. Этим летом они вновь соберутся у памятника легендарной технике, чтобы вспомнить, как все начиналось. В те времена было нелегко и вертолетчикам, и их семьям, которые месяцами не видели своих родных.
«И в Харасавее месяцами сидели, и Сабетта и Тадибе-Яха - везде были, Газ-Сале, Ныда… Дома, в общем-то, и не жили почти - постоянно в вертолете», - говорит Ренат Мамеев, старший инженер вертолётного цеха.
Сегодня, по словам Рината Мамеева, вертолеты в основном выполняют пассажирские перевозки. Но воздушный флот не потерял своей значимости. Для бездорожного Ямала – это самый быстрый, а иногда и единственный способ добраться из поселков в города и обратно. Поэтому гражданская авиация будет еще долго одной из самых востребованных и почетных отраслей в округе.