Насколько возможно сохранить природу Арктики при разработке месторождений?
Сегодня в окружной столице прошло очередное заседание Экспертного Совета по недропользованию. Представители ямальского ТЭКа и правительство округа подготовили свои предложения для Министерства природных ресурсов и экологии. Посылы в первую очередь касаются экологической безопасности Арктики.
Правительство Ямала и недропользователи, ведущие активную хозяйственную деятельность в регионе, обратились в Министерство природных ресурсов и экологии с предложением разработать и принять правовые акты, регламентирующие ответственность промышленных компаний за экологическую безопасность.
Нефтегазовые проекты на Ямале требуют очень тщательного отношения к сохранению арктической экологии. И, конечно же, недропользователи, которые сегодня собрались на заседание Экспертного Совета, понимают это великолепно.
Главный вопрос очередного заседания Экспертного Совета по недропользованию в Салехарде: насколько возможно сохранить природу Арктики при разработке крупнейших нефтегазовых месторождений?
«Вы понимаете, если подходить с такой точки зрения, любая деятельность человека всегда наносит какой-то вред окружающей среде. Даже если взять первобытнообщинного человека, он тоже своими действиями жег костры и рубил деревья. И так далее, и так далее. Поэтому здесь вопрос больше не в том, что мы наносим ущерб, а как его минимизировать. Как прийти к тому, чтобы его не было вообще», - говорит Александр Пышкин, начальник управления охранытруда, промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз».
Никто не скрывает: вред северной экологии при освоении нефтегазовых кладовых наносится ощутимый.
«На долю предприятий ТЭК приходится 90 процентов выбросов в атмосферу, до 80 процентов промышленных отходов и почти 15 процентов сбросов сточных вод», - отметила Юлия Чеботарева, директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Требования к экочистоте арктических проектов сегодня настолько высоки, что уже на стадии проектирования нового производства средств на сохранение природы никто не жалеет. Ведь это, в итоге, - выгоднее.
«В лицензионной политике компании самым важным моментом является экологическая безопасность. Приступая к проектированию месторождения, мы, безусловно, закладывали современные технологии, которые обеспечивают сохранение Арктики и тундры. Основной упор – на проактивные действия в области экологии и бурения. Это переработка бурового шлама. Это безотказная работа всех технологических цепей», – подчеркнул Александр Бодрягин, заместитель генерального директора по перспективному планированию «Мессояханефтегаза».
А теперь представьте: только в Ямальском районе находятся около семисот скважин, пробуренных с шестидесятых годов и заканчивая двухтысячными. Все они - в государственной собственности и уже не используются. Очевидно, что ими нужно заняться не только органам государственной власти субъекта Федерации или страны, а исключительно - сообща – вместе с самими нефтегазовыми компаниями.