Обсудили проблемы оленеводов и презентовали «Вести Арктики». Второй день «Арктического медиамира»
Вторая часть циркумполярного конгресса была обращена к теме жизни людей в Арктике. Взаимодействию ТЭКа и аборигенов. Ямал – для регионов кладезь полезных идей.
Развитие санавиации в тундре, кочевое дошкольное образование, программы по предоставлению жилья, поддержка в оленеводстве. За последние 8 лет число наших аборигенов выросла вдвое. Изданы 60 законодательных актов об их «особом статусе». Разработаны дорожные карты по освоению пастбищ. Гость из Финляндии слушал и удивлялся. На его родине - саамам такое только снилось.
«У нас оленеводы борятся за свои права. На законодательном уровне наши саамы не представлены. Да, у них есть свой парламент, что-то вроде их системы самоуправления. Они вынуждены отстивать свои права на равенство и свободу слова», - отметил Юха Рекола, секретарь Союза журналистов Финляндии.
Не смотря на все региональные префиренции для тундровиков России – их права тоже не закреплены федеральным законом. Под землей – богатые недра, а сверху 45 тысяч национальных пастухов пасут 700 тысяч оленей, а разработки месторождений идут все интенсивнее. Картина 50 лет назад показалась бы фантастикой! Сегодня за свое присутствие в Арктике начинают бороться Индия, Корея и Саудовская Аравия. Китайская молодежь уже назвала Арктику – Полярный шелковый путь.
«Этот новый средний класс будет предъявлять свои запросы к Арктике. К глобальной Арктике. В том числе Российской. В том числе и на СПГ, углеводороды, редкие земли и прочее», - сообщил Александр Пилясов, директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов.
На фоне экономических выгод и интересов больших компаний – журналистов и их зрителей крайне привлекают обычные житейские истории. Проект тележурнала «Вести Арктики» – уникальный и показательный для всех циркумполярных СМИ. 6 лет назад наша компания наладила сотрудничество с 19-тью филиалами ВГТРК, с тех пор продукт созданный на Ямале о жизни севера смотрят в Якутии, впереди охват аудитории Ненецкого округа и Коми.
«Даже центральные и Южные территории нашей стран заинтересованы в нашей информации. Это говорит о том, что востребованность темы Арктики в информационном поле есть и она будет дальше только развиваться», - подчеркнул Александр Добрынин, директор ГТРК «ЯМАЛ».
Конгресс продлится два дня. Пленарная часть – закончена. Впереди – небольшой экскурс по стойбищам и вылет домой – каждый торопится рассказать своей стране, что полезного, необычного и уникального подсмотрели у русских соседей по Арктике.