Музей под землей - мечта и реальность Максима Перелехова

Музей под землей - мечта и реальность Максима Перелехова

В 2003 году архитектор Максим Перелехов приехал в Салехард - сказали есть перспективная работа. «Через три года приоритеты изменились, но Север уже не отпускал», - говорит основатель и руководитель двух дополняющих друг друга организаций – Архитектурно-планировочной мастерской «Арктика» и ООО «Обская строительная компания». Чем так привлек нашего героя север, он рассказал нашему корреспонденту.

В родном Ростове-на-Дону после школы Максим рвался стать художником. Но обстоятельства завернули его в Ростовский архитектурный. И это был правильный шаг – красный диплом тому подтверждение.

- У нас были замечательные преподаватели, талантливые и любящие свою профессию, спасибо им за то, что они в нас, студентов заронили любовь к архитектуре, - вспоминает наш собеседник. - Из моего курса много ребят работают сейчас именно по профессии – архитекторами, по всей нашей необъятной стране. После института была аспирантура, а затем, раскрывая свои способности к математике, пошел в программирование, специализируясь на кафедре информационных технологий и архитектурного проектирования. В период работы в институте и учебы в аспирантуре преподавал языки программирования для систем автоматизированного проектирования, писал диссертацию по ведению архитектурного проектирования на основе САПР (системы автоматизированного проектирования). В последующем ушел из преподавания, став участником многих значимых проектов, сначала в Ростове-на-Дону, а с 2003 года в Салехарде и других городах и поселках Ямала.

На севере мы проектировали больницы, школы, другие социально значимые объекты, занимались промышленной архитектурой. Например, для АПК - проекты убойных комплексов для заготовки оленины создавались совместно с финскими специалистами. Много было частных заказов от предпринимателей по проектировке магазинов, торговых центров, в их числе «цветное» здание на Комсомольской и все объекты торговой сети «Стерх» в Салехарде. Но в общем объеме работ чаще занимаемся инженерией, сейчас для города проектируем многие объекты инженерного обеспечения, и радует, что наша работа востребована.

- Максим Николаевич, в вашем послужном списке множество проектов, наверняка были знаковые.

- После учебы я попал в проектный институт Кавжелдорпроект Северо-Кавказской железной дороги. Мы делали проекты вокзалов, привокзальных площадей. Но там работала целая команда, где только архитекторов человек десять, и мы были неизвестные герои этого всего. Однако есть то, что придумал я, например, Спорткомплекс «Локомотив» в городе Минеральные воды. Изначально делали проект для Министерства путей сообщения несколько организаций. Наш первый вариант не подошел, я нарисовал второй, который и стал победителем конкурса. Министр как мне рассказывали, обращаясь к нашему директору, сказал: «вы, ребята, на две головы выше с вашим проектом». Я на тот момент еще не знал причину успеха - когда рисовал, участки перепутал, присадил весь комплекс на треугольный участок рядом с тем местом, где надо было, в итоге проект мой кардинально выделялся на фоне других «прямоугольных» участников конкурса, забавно, но правда.

Потом был проект Центра диспетчерских перевозок в городе Ростове-на Дону, рисовал его как ЦУП для космических кораблей, но только для объектов железнодорожной инфраструктуры. Были, конечно, и другие значимые объекты, на строительство которых я повлиял в ключевые моменты на этапе проектирования.

В Салехарде, считаю очень важным и нужным для нормальной жизни города проект реконструкции Салехардских КОС, проектом которых мы занимались тоже. Кстати, необыкновенно красивое и сложное по технологии сооружение. В нем есть красота промышленной архитектуры, когда нет ничего лишнего и все многообразие форм основывается прежде всего на технологии. В салехардских очистных сооружениях - красота воплощения инженерной мысли. Для меня инженеры с большой буквы – это великие люди.

А вот мой крайний проект — это просто подарок судьбы, такое, наверное, бывает раз в жизни. В старой части Салехарда, в районе Обдорского острога, по имеющимся данным, еще в дореволюционные времена ссыльными был выкопан и оборудован мерзлотник, в котором местные купцы хранили рыбную продукцию. Эксплуатировался он по своему основному назначению до двухтысячных годов. После того, как вход начал разрушаться, хранилище пытались утилизировать. Слава Богу, что руководство города и округа обратили внимание на необходимость исследования подземных пустот, на состояние грунтового массива, где идет деградация мерзлоты. Поставили задачу – разобраться, понять, что происходит там, и провести мероприятия по сохранности объекта. В первую очередь предотвратить его разрушение с дальнейшим прицелом сделать подземный арт-объект. Сейчас мы завершаем первый этап - реализуем часть строительных мероприятий, связанных с контраварийным восстановлением южного входа со стороны реки. Объект большой – более 600 квадратных метров. Каждое крыло по 50 метров, достаточно обширное пространство. Оно в нормальном состоянии, но температура на грани нуля, изначально там было минус десять, рукотворная глазуровка практически попадала, но стены крепкие. Это подтвердили московские специалисты, они приезжали сюда, исследовали грунты на возможность их обрушения, сделали поверочные расчеты на различные деформации и дали оптимистичное заключение.

Было очень сложно проникнуть внутрь, вход был засыпан грунтом, ребята копали вручную, потом установили гильзу, через которую теперь можно пройти в мерзлотник. Когда я туда зашел, увидел на потолке и стенах огромные снежинки-кристаллы необыкновенной красоты, они как миллионы бабочек с прозрачными крыльями – на это можно смотреть вечно. Удивительно еще и то, что эти кристаллы растут. Рабочие их головами сбивают – потолки низкие, а они через время появляются вновь.

- После мероприятий по сохранности мерзлотника какова дальнейшая судьба этого необычного сооружения, и роль в культурном пространстве окружной столицы?

- Есть два пути. Один, более экономичный – создание аутентичного туристического объекта в том виде, какой он был изначально, так называемый неомерзлотник. Я же мечтаю сделать под землей музей вечной мерзлоты - крио-музей. Представьте, вы заходите - на стенах глазуровка изо льда, под ней подсветка, а как красиво будут смотреться подсвеченные скопления ледяных бабочек-снежинок. С ледяными полами можно придумать всякие интересные вещи, а не пытаться повторить как было – я мечтаю сделать не мерзлотник, как склад, а музей вечной мерзлоты, с разным льдом, каким он бывает в природе. И это все с использованием современных технологий, с системой инженерного обеспечения на высочайшем уровне, и хром, и металл должен быть, образно говоря, космический корабль, куда мы попадаем, может даже совершенно другим путем - не через его родной вход. Но это затратная тема, я понимаю, если можно починить улицу, зачем вбухивать деньги на хром и металл под землей. Я бы тоже сказал, ребята, давайте не будем заморачиваться, лучше пусть машины ровно ездят. Но ведь люди в космос летают, чтобы раздвигать границы познания. И крио-музей был бы знаковым для города объектом. Надеюсь, получится. Но мы только к этому подходим, надо же все эти подземные пустоты сохранить, не позволить разрушаться, все мероприятия инженерные провести. Архитектуры пока здесь никакой, но сам по себе объект уникальный, им заниматься интересно, мы принимаем необычные технические решения, и я понимаю, что перспектива стать архитектурно значимым объектом в этой истории есть. Если мы пойдем каким-то инновационным путем по созданию современного арт-объекта, здесь можно создать не побоюсь этого слова шедевр.

- Мерзлотник действительно впечатляет. Но что вы, как человек творческий, находите интересного, скажем, в ливневой канализации?

- Я с огромным вдохновением занимаюсь инженерными системами, ливневкой, например, дорогами... Каждую весну талые воды заливают улицы и дворы. Наконец, город подошел к решению этой проблемы. Жизнь людей будет лучше, и меня радует, что я этому способствую. Наша компания не только ливневку проектирует, а и сети тепловодоснабжения, и хозбытовую канализацию. Обширные инженерные проекты сейчас по городу реализуются, отчего в ближайшие пять-шесть лет кардинально изменится качество жизни людей. Можно сколько угодно украшать улицы и скверы, но пока не устранят бытовые проблемы, никакое благоустройство не будет радовать - первым делом в доме туалет оборудуют.

Наш проект касаемо ливневки преобразит всю центральную часть города, в прошлом году начали с улицы Чубынина, в этом продолжим на Арктической, где одновременно город расширит проезжую часть, и эта увязка делать ливневку вместе реконструкцией дороги абсолютно правильная. Остальные этапы последовательно будут реализовывать каждый год. И думаю, до моего района на Втором отделении дело тоже дойдет. В свое время я нарисовал проект, спасибо поддержали в администрации - на Деповской проложили лотки, без них вода реально через мой двор рекой текла. Так что, как жить без ливневой канализации я знаю, что называется, на собственной шкуре.

Когда начинался глобальный проект по отводу паводковых и ливневых стоков по всей центральной части нашего города, также планировали делать ливнеотвод открытыми лотками. Причем, памятуя профили наших дорог, было понятно, что пришлось бы проектировать лотки с каждой стороны проезжей части. Я себе в десять раз больше забот сделал, когда предложил поменять техзадание - проложить ливневую канализацию под землю, как в больших городах, вместо лотков-мусоросборников. Город поддержал мою идею, слава Богу.

- Вы довольно продуктивно служили Салехарду почти два десятка лет. А что этот город дал вам, с его бытовой неустроенностью, лужами во дворах…

- Я очень благодарен Салехарду, за то, что он мне дал возможность самореализации, северу за это большое спасибо. Город меняется на глазах и еще много чего можно сделать.

Надо убрать все септики, построить централизованную канализацию, провести газ ко всем домовладениям, - все это уже делается. Хочется, чтобы были большие парки и площади, парковки удобные. Радует, что над этим ведется работа. У нас очень качественные управленцы, замечательный сейчас в городе главный архитектор – творческий человек. Много думающих людей, как сделать жизнь лучше. С 2003 года многое изменилось - сколько внимания уделяется дорогам, благоустройству – очень симпатичные объекты появились в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», в частности детские игровые площадки, привлекающие детвору разных возрастов.

Сегодня есть движение в плане архитектуры и дизайна, инженерии, все комплексно, все делается правильно и даже более чем хорошо.

Мне нравится, как все у меня сложилось - трудно, тяжело, не всегда все получалось, но это и есть жизнь, такое приключение. Главное удается делать для людей что-то хорошее, при этом развиваясь в профессии. Буквально недавно у нас появилось новое направление - оригинальная эстетическая отделка интерьеров - в нашем коллективе новый специалист - скульптор делает очень интересные вещи, но рассказывать об этом пока рано.

Мы с фотокорреспондентом побывали на объекте-мечте Максима Перелехова. Пробираться по коридорам-галереям приходилось, порой, на полусогнутых. Пол ровный только участками, в остальном завалы досок, вперемежку с кусками отвалившегося грунта и глазуровки. Когда хотели мерзлотник утилизировать, пустили воду через вентиляционный канал, вода превратилась в лед и вместе с грунтом образовала тупики. Сложенные друг на друга ящики напоминают о прошлой бурной хозяйственной деятельности пустующих сегодня темных коридоров, таящих множество сюрпризов, вмерзших в пол. Вот у стены кости оленя - все, что осталось от туши. В другом проеме косточки какого-то маленького животного, Максим Николаевич говорит, что здесь песцов держали. Рядом мелкая рыбешка, когда-то расфасованная в пластиковых контейнерах. Еще что-то странное подо льдом, не стали доставать. До наступления лета предстоит выполнить контраварийную искусственную заморозку грунтов в галереях. Ликвидировать все завалы. Восстановить исходную высоту мерзлотника, деревянные перегородки и двери между галереями, обеспечить эффективную вентиляцию, что позволит создать естественный (первоначальный) температурный режим и много чего еще.

Мне кажется, надо быть очень смелым и очень увлеченным человеком, чтобы ввязаться в эту историю. И команда у нашего героя особенная, всего три человека - бригадир и двое рабочих день за днем переворачивают кубы грунта, ставят крепежи. Сложно даже представить, что из этого темного, холодного склада можно сделать подобие космического корабля, о чем мечтает Максим Перелехов. Но когда слушаешь, с каким восторгом он говорит о глазуровке на стенах, о ледяных бабочках, о грядущих здесь переменах, веришь, что этот корабль обязательно полетит в свое космическое путешествие.

Текст: Светлана Гаврилова

Фото: Надежда Семенова

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика