Как добывается сегодня «черное золото» Крайнего Севера?
Это интересует многих, однако увидеть собственными глазами работу нефтепромысла удается не всем. Сотрудникам российских СМИ такую возможность предоставила компания «Газпром нефть», организовавшая пресс-тур на Новопортовское месторождение и к морскому терминалу «Ворота Арктики».
Более 250 миллионов тонн нефти и конденсата, 320 миллиардов кубометров природного газа. Таковы на сегодняшний день запасы Новопортовского месторождения. «Черное золото» здесь начали добывать в 2012 году. Нефть отличается низким содержанием примесей, серы и выделена в отдельный сорт – Novy Port.
«От скважин приходит газоводонефтяная эмульсия. содержанием порядка 9,2 процента обводненности. 19 градусов по температуре и плотностью 870 килограмм. От нас с данной установки нефть приходит практически товарной кондиции, в доп. подготовке она не нуждается», - рассказал Владимир Тимофеев, заместитель начальника цеха подготовки и перекачки нефти Новопортовского месторождения «Газпромнефть-Ямала».
Центральный пункт сбора нефти сейчас рассчитан на подготовку почти шести миллионов тонн сырья в год. Но совсем скоро объемы увеличатся до восьми. Это станет возможным благодаря расширению инфраструктуры и строительству шести новых резервуаров, каждый объемом десять тысяч кубометров. Одновременно продолжается обустройство кустовых площадок. На седьмой, например, совсем скоро запустят одиннадцать скважин.
«Здесь бурятся скважины с горизонтальным окончанием. Если судить по вертикали, то нефтяные пласты находятся на глубине порядка 1850 – 1900 метров. Так как мы бурим не вертикальные, а с горизонтальным окончанием – длина скважины примерно три с половиной тысячи метров», - говорит Сергей Оськин, начальник службы супервайзинга буровых работ «Газпромнефть-Ямала».
Нефть Новопортовского месторождения доставляется в Мыс Каменный. Для этого проложен нефтепровод протяженностью более ста километров.
«Нефть поступает с промысла. Здесь мы накапливаем ее, партию, подготавливаем для отгрузки на танкер, а дальше она потребителям уходит по морю», - рассказывает Василий Коляда, начальник приемо-сдаточного пункта Новопортовского месторождения «Газпромнефть-Ямала».
На берегу Обской губы действует еще одно уникальное сооружение – нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», который запустили в прошлом году 25 мая. За 14 месяцев работы в танкеры отгрузили почти 6 миллионов тонн нефти.
Работает он круглогодично. Не мешают ни лютые морозы, ни северные ветра. Специальная система может мгновенно производить расстыковку терминала и танкера. Ход работ в акватории контролирует вспомогательное судно «Балтика».
«На данный момент происходит постановка танкера под отгрузку. Танкер ICE EAGLE готовится к погрузке. Терминал спроектирован по принципу «нулевого сброса» - это не как отдельное какое-то оборудование. Подход к процессу, эксплуатации, строительства терминала не допускает контакта продукта с атмосферой, с акваторией», - пояснил Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации арктического терминала «Газпромнефть-Ямала».
С запуском нефтеналивного терминала время отгрузки сырья значительно сократилось. Теперь танкер можно заполнить всего за восемь-девять часов. Ранее этот процесс занимал тут несколько дней. В 2017 году с Новопортовского месторождения таким образом отгрузят около шести миллионов тонн нефти.