Ямал — арктический форпост и территория, где договариваются мирным путем
Весь мир пристально следил за Арктикой весь тринадцатый год. Канада под конец года решила действовать активнее и заявить о своих правах в полный голос. Наши полярники во главе с Чилингаровым лишь скептически пожимали плечами — пусть докажут, что это их территория. Россия сегодня громким фразам предпочитает реальные действия, начиная от поддержки инфраструктурных проектов и заканчивая законодательными новшествами. Осваивается Северный морской путь, строятся новейшие ледоколы, ведутся разработки на шельфе. Например, долгожданным для предприятий ТЭКа стало подписание президентом страны указа о либерализации экспорта СПГ, благодаря этому право на поставку СПГ получили кроме Газпрома еще две компании.
Апрель. Послы стран Арктического совета прилетели на Ямал, чтобы поразмыслить о безопасности снежной «шапки» Арктики. Политики северных стран, пытаются объединить усилия, чтобы свести к минимуму неизбежные риски. Апрельская встреча 2013 года стала генеральной репетицией перед большой сентябрьской. И снова Ямал, и Салехард - территория международного диалога. «Губернатор Ямала стремиться сделать округ центром полярных исследований. Это мы всячески будем поддерживать», - сказал первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров.
Хрупкий мир Арктики обсуждают четыре сотни гостей. Все эти умные, и, естественно хорошо осведомленные люди, думают о ресурсах в Арктике. Всем нужны углеводороды, никаких других источников энергии человечество пока не изобрело. Отсюда такой голод на арктический шельф. Только нефти, по скромным оценкам, в не добытых и неразработанных залежах, минимум - 90 миллиардов баррелей. «Право добывать нефть в ледовых условиях будут получать и получают лишь такие компании, которые обладают самыми современными технологиями и, разумеется, способны обеспечить свою работу в финансовом плане», - заявил Владимир Путин.
О новейших технологиях добычи углеводородов говорили на следующем форуме - в Санкт-Петербурге. Все предложения ученых и промышленников переданы в правительство страны для принятия конкретных решений. Сегодня у России нет экономической альтернативы активному развитию Арктики. «Арктика сегодня - это большой процент наполнения российского бюджета. И когда нас призывают: «Русские, остановитесь работать в Арктике» - это значит, мы должны заставить голодать большинство населения России. Это мы себе позволить не можем», - сказал депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук.
Мало добыть нефть и газ, другой вопрос, как его вывезти. Точнее уже не вопрос, а дело времени. Северный морской путь, уже не в теории, а в реальности, самый экономичный и быстрый. Это широкая полярная дорога по доставке грузов на мировой рынок. В этом году был побит рекорд времен Советского Союза: по морю через Арктику перевезли более 1 миллиона тонн грузов.
Летом 2012 года в Сабетте началось строительство глубоководного морского порта и первого арктического завода сжиженного природного газа «Ямал-СПГ». Работы ведутся круглый год. Отсюда танкерами-газовозами ежегодно будет вывозиться по 16 миллионов тонн сжиженного газа. В будущем Сабетта станет крупным логистическим узлом с международным аэропортом. Предстоит построить и Северный широтный ход — центральное звено полярной железной дороги. Его строительство началось с возведения моста через реку Надым и отсыпкой технологической трассы до Салехарда. В конце года в министерстве транспорта был подписан меморандум о строительстве Северного широтного хода.
Инфраструктурные проекты, как локомотивы, потянут за собой настройку экономики Ямала с прицелом на независимость, чтобы избавить самих себя от налогов на продукт, который уже половину века добывается у нас под ногами. Россия - великая арктическая держава, Ямал - ее арктический форпост. Весь уходящий год тому подтверждение.