Это не шутки: ученые раскрыли феномен музыки, «застрявшей» в голове
Всем нам знаком синдром навязчивой мелодии - когда какая-то песня «застревает» в голове, да так, что начинает раздражать и при этом избавиться от неё бывает порой сложно.
Ученые выяснили, что когда мы слышим музыку, то разные области мозга обрабатывают низкие и высокие частоты, обеспечивая единое слуховое восприятие. В связи с этим специалисты выявили новый подход к изучению этого феномена. Они работали с одним пациентом, который в прошлом был опытным пианистом, а ныне проходит лечение от эпилепсии, сообщают Vesti.ru.
Его попросили сыграть две композиции на синтезаторе с включённым звуком. При этом исследователи записывали музыку и фиксировали мозговую активность добровольца. Затем пациент повторно сыграл те же пьесы, но исследователи выключили звук на синтезаторе и попросили музыканта воспроизводить звучание мелодии в голове. Активность мозга снова была зафиксирована. Также учёные записали звуки «игры» на выключенных клавишах, чтобы точно зафиксировать время между нейронной активностью и спектрально-временным содержанием «музыкального представления».
Далее специалисты сравнили показатели мозговой активности в двух случаях: когда мозг реагировал на внешние звуки и когда сам «воспроизводил» её. Модели гамма-нейронной активности показали, что во втором случае активировались те же самые области, что и в первом. То есть части мозга, отвечающие за обработку низких и высоких частот, работают, даже когда музыка играет только у нас в голове.
Авторы отмечают, что для отслеживания активности мозга использовали сложный современный метод – электрокортикографию. Она предполагает имплантацию электродов прямо в мозг пациента (этот метод часто используется для лечения людей с эпилепсией). Преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет фиксировать активность мозга с очень высоким пространственным и временным разрешением, что крайне важно, учитывая, насколько быстрыми являются ответы нейронов.
Команда планирует продолжить исследования в этой области, но теперь учёные хотят поработать с пациентами, у которых наблюдается афазия. Это отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи, то есть неспособность говорить. Обработка услышанной речи, а также воспроизведение речи «в уме» – процессы многоуровневые, более сложные, нежели восприятие и «воспроизведение» музыки. Однако со временем учёные хотят найти способ воссоздавать звуки, которые человек «произносит» в своей голове (с музыкой нечто подобное проделать уже удавалось).
Также нейробиологи нашли способ избавиться от застревающей в голове музыки: для этого следует чем-то занять рабочую память (почитать книгу, разгадать судоку - да, да - займитесь судоку).