Дом с угрозой для жизни. У инвалида-колясочника появилась надежда
Ямальская столица, 21 век. В нашу редакцию обратился инвалид-колясочник, ветеран боевых действий. Уже 5 лет он живет в прогнившем насквозь бараке гулаговских времен, периодически тонущем в сточных водах.
Улица Гагарина, дом 4. Старый гулаговский барак на две квартиры. Вторая часть дома тонет, гниет и пахнет. Чтобы просто зайти внутрь, кидают в воду плотики. И так уже 6 лет. Павел живет повыше, посуше, и дела затонувшего соседа, инвалида-колясочника, его не интересуют. Не свое же.
«У них тут постоянно вода стоит. Обращался ли я к властям? Мне лично зачем? У меня наверху воды нет», - говорит житель дома по улице Гагарина, 4 Павел.
В доме с видом на дурно пахнущее «море» живет инвалид-колясочник Александр, ветеран боевых действий в Таджикистане. В его комнатушке серость и сырость, самое красивое - большой елочный шарик. Здесь же, рядом с кроватью, туалет, он же журнальный столик. И плита – не помереть с голоду. Из друзей и близких – одна родная сестра, но и она помогает через раз.
«Как моюсь? Так, обтираюсь салфетками. Ну вот, влажные салфетки же есть. Штук 5 покупаю пачек и обтираюсь. Не помню, в 12-м или 13-м году в ноябре снег пошел, пурга. И дверь сквозняком открылась, входная. Я сутки пролежал. Снег, а я под одеялом. Не мог добраться до двери, чтобы закрыть ее. Потом уже пружину сделали. А так, если бы никто не зашел, я бы здесь мумифицировался», - рассказывает житель дома по улице Гагарина, 4 Александр Юрьев.
В 2009 году умерла мать - стресс, отказала нога. Пришлось резать. Пять лет Александр почти не выходил на улицу, да и как? По болоту не погуляешь. А теперь вот и входная дверь совсем просела. Социальные службы не дремлют и продолжают дарить боевому ветерану инвалидные коляски. Из гостей в этом аду – крысы да водовоз.
«У меня их три штуки, колясок. А выйти – выйти не могу. Еще полгода, и на меня потолок упадет. По весне, по осени дом начинает гулять. Когда перепады. У меня тут все сыпется. Крысы лазят, даже по мне иногда. Зимой особенно. Реально спишь и чувствуешь: по тебе кто-то ползет. Шесть лет назад, когда я еще работал, все было дома в порядке. У меня и на улице все было в порядке – ни воды, ничего не было. Вода у нас привозная. И то если водовоз пролезет. Не пролезет – без воды сижу», - говорит Александр Юрьев.
На этот раз все обошлось – машина приехала, вода будет. Водитель говорит: без резиновых сапог к Александру не ногой.
Им надо помочь. Кошмар это - не то слово. Вот там так же, на Гагарина, 14», - рассказывает водовоз Делебей Магомедов.
А вот эта самая Гагарина, 14. Тут живет двоюродная сестра Александра. Резиновые сапоги – ее домашняя обувь. В апреле мы здесь уже были, тогда в комнатах плавало все: и мебель, и техника, и продукты. Чтобы это снять, оператору поработал еще и акробатом. А между тем у этой женщины двое детей. В администрации о ситуации знают, обещали с жильем помочь. Эти вешние воды местное МЧС откачивало четырьмя помпами – не помогло.
«Вода уходит и тут же прибывает. Они даже не успевают сливать свою воду с машины, потому что так же уже становится. Замыкало уже пару раз, сейчас счетчик отключаем, будем опять машину вызывать, но иногда нам отказывают, говорят, не приедем, а если заявку примут, то, может, откачаем», - сетует житель дома по улице Гагарина, 14 Ирина Алеева.
После весеннего сюжета «Вестей» к Ирине впервые приехали коммунальщики - и почистили снег. А после наших летних вопросов по инстанциям и к Александру потекли долгожданные гости. Уже на следующий день по доскам над затхлой водой в туфельках прошлась социальный работник. Она пришла, чтобы помочь инвалиду собрать документы на новое жилье – в доме, по улице Губкина, 1а. Здесь есть даже пандус. Волонтеры предложили свою помощь, а социальные службы - бесплатное такси. Проходя мимо, заглянул на огонек и общественник, защищающий интересы ветеранов боевых действий. Александр Уколов твердо пообещал: о нашем герое узнают в правительстве.
«Вопрос будем продолжать, он у нас открытый. Возможно и обрушение. Дом стоит в воде полностью. Он гниет и в любой момент может обрушиться. Самостоятельно Александр, конечно, предпринять какие-то меры по эвакуации не сможет», - говорит председатель региональной общественной организации ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Комбат» Александр Уколов.
Пребывание в таком доме опасно для жизни. Случись там замыкание или пожар, и инвалид обречен. Комментариев на камеру в администрации города нам не дали. Но по телефону сообщили: с болотом у дома проблему решат. И, действительно, решили: прорыли канал, сточные воды теперь стекают на дорогу. А Александр приободрился. Впервые за 5 лет ему предложили работу – целый список вакансий. И возможность дышать свежим воздухом. Как бы там ни было, с нашим героем мы обязательно встретимся еще до зимы. И расскажем вам все, что узнаем.