Дольщики Приуралья у разбитого корыта жилищных надежд
Куда порой приводят благие намерения, всем нам хорошо известно. Но несколько десятков приуральских семей и подумать не могли, что, доверившись однажды фонду жилья и ипотеки, окажутся в трудном положении. Некоммерческая организация “Фонд жилья и ипотеки Приуральского района” была создана 10 лет назад с самой благой целью – помогать малообеспеченным местным жителям обзаводиться своим жильем. Бюджетные субсидии позволяли фонду предлагать людям квартиры в рассрочку на 20 лет с беспроцентным ипотечным займом. На предложение откликнулись десятки людей по всему району. Многие из них теперь жалеют о своем решении. Ведь ни денег, ни жилья приуральцы так и не увидели.
Унылая кирпичная коробка без крыши и стекол в самом центре Аксарки – для местных жителей будто бельмо на глазу. А для этих людей - несбывшаяся мечта. Они должны были заселиться сюда еще в 2012. А годом ранее заключили договоры с приуральским «Фондом жилья и ипотеки» по общей для всех схеме: строительство отчасти субсидировалось программой «Развитие села», отчасти – из кармана дольщиков. Татьяна Маринич, например, вложила в свою будущую двухкомнатную квартиру почти три миллиона рублей. «С фондом жилья и ипотеки заключили договор в лице директора Остапенко Владимира Григорьевича, который пообещал нам построить 23 квартирный дом в капитальном исполнении. Вот ждем до сих пор. Мы взяли кредит под проценты, каждый из нас брал кредит, потому что выхода нет другого. И вот, не можем до сих пор дождаться», сетует участник долевого строительства Татьяна Маринич. «Мы все остро нуждаемся в жилье! Кто-то на шести квадратах, я вообще в аварийном доме живу! А мы ходим мимо этого дома, над нами смеются уже все в Аксарке, понимаете, прямо в глаза смеются!», - горько произносит участник долевого строительства Зинаида Чубенко.
Впору плакать Марии и Ирине Демиуп. Они ведут нас на экскурсию в свое жилье – общежитие от районной больницы. 6 квадратных метров. Заходишь в комнату – попадаешь в пассажирское купе. Чтобы на ночь разложить диван, стол приходится двигать вплотную к двери, и тогда из тесной клетки уже не выбраться. Мария Васильевна даже уступила дочери с внуком свою комнату – она просторнее, ребенку хотя бы есть, где готовить уроки. А вот и «удобства» - на 15 человек две душевых и пять туалетных кабинок. Каждое утро здесь очереди. А на общей кухне вокруг трех электроплит ажиотаж обычно по вечерам и в выходные. «Если вот такое столпотворение, стараемся друг друга предупредить. «Я закончила варить – иди ты!», - рассказывает Мария Демиуп.
А ведь свой кредитный миллион – по 15 тысяч ежемесячно женщины почти выплатили. Строить дом начинала тюменская фирма «Потенциал». Получив аванс и выполнив небольшую часть запланированных работ, строители перестали выходить на объект. При этом не довезли до Аксарки необходимые материалы. Как нам пояснили в районной администрации, «Фонд жилья и ипотеки» даже судился с «Потенциалом», не оправдавшим своего названия. А пока суд да дело,
на работу пригласили другую компанию – «Ирбис» и также выплатили подрядчику аванс. Из запланированного на 3 миллиона рублей объема работ строители выполнили лишь половину, а потом тоже исчезли. Так, на горемычный объект пришел «Ямалинтерстройсервис» - уже третья фирма. «По крайней мере, сделали отсыпку, 50 машин. Во-вторых, построили два этажа. Сейчас вот заказали плиты-перекрытия недостающие, 20 штук. И будем продолжать дальше работать, если будет надлежащее финансирование», - поясняет главный специалист по техническому контролю некоммерческой организации «Фонд жилья и ипотеки Приуральского района» Алексей Карпец. А это – еще около 40 миллионов рублей. Взять деньги пока негде. Фонд надеется выручить часть средств от завершения других объектов в Приуральском районе. Но людям от этого не легче. Им надо жить здесь и сейчас и решать, как действовать дальше. «Они вправе обратиться с иском к фонду, либо в добровольном порядке, либо через суд взыскать финансовые средства, которые они вложили. Если человек решает пойти таким путем, то мы готовы всегда оказать ему поддержку, содействие, помочь правильно составить договор», - сообщает руководитель службы государственного строительного надзора ЯНАО Александр Ионов.
Многострадальной стройке все же продлили жизнь. Последний срок – конец этого года. 10 самых терпеливых дольщиков перезаключили договоры, согласившись подождать. Среди остальных, возможно, найдутся и те, кто использует шанс вернуть свои деньги через суд.
А мы решили выяснить, как недобросовестные подрядчики сегодня так легко проникают на ямальскую застройку, и почему, в данном случае, «Фонду жилья и ипотеки» так не повезло с партнерами. В районной администрации нас заверили – фирмы, приходящие возводить дома в Приуралье, и получающие разрешение на строительство, отвечают необходимым требованиям – во всяком случае, по документам. «И когда фирма или организация приходит с таким документом и предлагает себя, причем, если она имеет опыт работы на территории округа, где-то даже в Салехарде – Лабытнанги, почему ее не взять на работу? Кто знает, что у него на уме получить деньги и завтра уехать куда-то на Канары?», - говорит заместитель Главы Приуральского района по строительству и архитектуре Тимур Толстов.
Но дело не столько в застройщиках, сколько в заказчике, который их нанимает. Приуральский «Фонд жилья и ипотеки», кстати, оскандалился еще зимой прошлого года. На кадрах, снятых нашими корреспондентами в поселке Харсаим в феврале 2013 года люди мерзнут в новеньких квартирах, соскребая со стен лед. А дома покрылись трещинами еще до заселения. «К работе этого фонда и в прошлом году и в этом году большие претензии со стороны районной прокуратуры и округа, в том числе по качеству жилья, которое строил этот фонд. Фонд зачастую не контролировал своих застройщиков, принимал от них некачественное жилье», - отмечает начальник отдела по надзору за исполнением Федерального законодательства Прокуратуры ЯНАО Алексей Пекарь.
Вот как ТОГДА прокомментировал ситуацию директор фонда Владимир Остапенко, который, по многочисленным жалобам селян, вместе с инспекторами осматривал построенные квартиры. «Очень маленькие объемы у нас, мы не можем найти серьезную подрядную организацию, которая взялась бы за такие объемы – в Белоярске один дом, в Катравоже, один дом здесь, таких вот серьезных организаций очень тяжело найти, от этого страдает частично качество», - объясняет ситуацию директор НО «Фонд жилья и ипотеки Приуральского района» Владимир Остапенко.
С тем, что грубейшие нарушения при строительстве, а таковыми их признала экспертиза – это лишь частично потерянное качество, новоселы тогда не согласились. К ним прислушались как в прокуратуре, так и в окружной службе Государственного строительного надзора. К выводу пришли после целой серии проверок – в феврале, июле и августе прошлого года. «По итогам проверок были выявлены нарушения, за которые руководителю фонда было выдано предписание. Он был привлечен к административной ответственности, а самому фонду служба выдала предписание по устранению нарушений», - говорит руководитель службы Государственного строительного надзора ЯНАО Александр Ионов.
Совпадение это или нет, но в марте 2013 года Владимир Остапенко оставил должность директора «Фонда жилья и ипотеки». По словам заместителя Главы приуральской администрации, по собственному желанию. Некоммерческой организацией Остапенко руководил три года.
Удивительное дело, но в маленьком поселке, где всё у всех на виду, пропажа чужих денег на жилищную мечту, увы, становится грустной тенденцией. Вот здесь, на этом самом участке по улице Тундровой должен был появиться капитальный дом на 2 семьи. Еще один такой же – в микрорайоне «Юбилейный». А этот воздух – пожалуй, самый дорогой во всей округе. В нем испарились 17 миллионов рублей – именно столько, по данным окружной прокуратуры, собрал руководитель строительной организации «Антекс» и скрылся, даже не приступив к работе. Не забыв при этом своевременно подать заявление в арбитражный суд о признании компании банкротом. И совпадение уже как-то не удивляет: нечистым на руку директором фирмы «Антекс» – оказался уже знакомый нам Владимир Григорьевич Остапенко. В застройщики переквалифицировался сразу после увольнения с должности директора «Фонда жилья и ипотеки». «Это уже после того, как он уволился, он имеет право работать в любой фирме. И когда граждане уже ко мне обратились и сказали, что господин Остапенко деньги получил у них, и приложили мне приходные ордера с его подписями, что он деньги действительно получил. Мы даже не знаем, что он взял деньги и заключил договора до конца 2013 года построить эти дома», - разводит руками заместитель Главы Приуральского района по строительству и архитектуре Тимур Толстов.
Как так получилось? В районной администрации лишь руками развели. Что сделано, то сделано – огромные суммы из бюджета и кармана дольщиков уплыли в неизвестном направлении. Договоры долевого строительства заключались напрямую между фирмой и людьми. И по закону контролировать ситуацию должны были сами дольщики, заключившие сделку с «Антексом». «Граждане тоже поняли, что у них договора заканчиваются, пришли на земельные участки. Почему они полтора года-то не ходили на земельные участки? Не смотрели, что у них строится там? Даже если это тундровики, они все равно здесь два раза в год стабильно бывают. Почему они не ходили и не смотрели на эти участки земельные? Это тоже их вина. Они должны отвечать, а не привыкать, что за них кто-то должен смотреть-наблюдать. Никто за них по закону не должен смотреть, куда они реализовывают эти денежные средства», - считает заместитель Главы Приуральского района по строительству и архитектуре Тимур Толстов.
Так или иначе, сейчас Владимир Остапенко находится в федеральном розыске, а за ним – шлейфом сразу два уголовных дела. По статьям «мошенничество» и «преднамеренное банкротство». «Все имущество, которое принадлежало этому Остапенко, и которое он пытался переоформить или переоформил на своих близких родственников, оно в рамках уголовного дела арестовано», - сообщает начальник отдела по надзору за исполнением Федерального законодательства Прокуратуры ЯНАО Алексей Пекарь.
Пока речь идет о внедорожнике «Тойота» и двухэтажном коттедже почти в 230 квадратных метров площадью и стоимостью около 7 миллионов рублей. Но правоохранители уверены – многолетним трудом Остапенко нажил гораздо больше. Сейчас ищут остальное имущество, которое сможет частично возместить ущерб, нанесенный пострадавшим участникам целой серии жилищных преступлений. Возможно, в их числе окажется и эпизод с долгостроем по улице Первомайской.