Бытовая ситуация ставит в тупик. Куда выбросить разбившийся ртутный градусник
«Градусник упал и разбился», — рассказывает Александр Жилин. Шарики ртути рассыпались по полу в детской комнате. Паника шла по нарастающей. Звонили в МЧС, Санэпидемстанцию, даже к пожарным обратились. Отвечали все, как один. Позже жена Александра напишет в интернете: «Звоним в 112, а там говорят: «Вы позвоните 3-11-43, это не наш профиль." По 3-11-43 вежливый женский голос отвечает „Скорая помощь“ и так же вежливо рассказывает, что „в нашем городе нет специализированных пунктов приёма“.
„Слишком маленький объем, чтобы этим заниматься. Поэтому посоветовали не смывать, ничего, а выкинуть вместе с бытовыми отходами. В мусор. Насколько мы знаем: ртуть нельзя ни выкидывать, ни утилизировать с бытовыми отходами. Это очень опасное вещество“, — говорит Александр Жилин.
Но деваться было некуда. Ядовитый металл в банке с водой отправился на городскую свалку. Мало хорошего для мира вокруг. Случай Александра, наверняка, не единственный. Как быть тем, кто разбил градусник? Мы решили провести собственное маленькое расследование и обратились в МЧС с вопросом: что делать с ртутью?
„Это не в нашей компетенции. Этим занимается Роспотребнадзор, который имеет специальное оборудование для того, чтобы убрать последствия после ртути“, - ответила по телефону Елена Мехоношина, заместитель начальника отдела пропаганды и связи с общественностью главного Управления МЧС России по ЯНАО.
Прислушиваемся к совету и звоним в Роспотребнадзор.
В Роспотребнадзоре, нам ответила химик-эксперт в лаборатории „Центра гигиены и эпидемиологии ЯНАО“, Ирина Коваленкова: „Установок по обезвреживанию ртути у нас нет, они не предусмотрены. У нас просто лаборатория. Мы не занимаемся обезвреживанием отходов. Мы делаем анализы воды, пищевых продуктов. Все“.
Получается, нести ядовитый металл некому и некуда. Есть в Салехарде одна компания ее профиль утилизация ртутьсодержащих ламп. Но она коммерческая. Гендиректор наши подозрения подтверждает, за последние полгода банки с ртутью им приносили около 10-ти человек. Никому не отказали и не откажут. Но ездить по квартирам и собирать яды, не их обязанности.
„Просто это будет такая дорогая цена, что населению будет проще не звонить никуда наверно“, — сказал генеральный директор компании по утилизации ртутьсодержащих ламп», Андрей Рыбалов.
Специальных служб по обезвреживанию опасных металлов ни в Лабытнангах, ни Салехарде нет. Создавать их ради нескольких человек — не выгодно. По словам Андрея Рыбалова: «Утилизация тех же ламп входит в тариф коммунальных услуг под маркой «утилизация отходов». Прописаны ли в списке градусники можно узнать у своей управляющей компании. Во всяком случае это тоже отходы, которые требуют утилизации и за которую мы платим.