25 лет окружному парламенту: знаковые решения, без которых не было бы сегодняшнего Ямала
За 25 лет окружной парламент в разные созывы возглавляли шесть спикеров. «Вести Ямал» попросили каждого из них вспомнить ключевые решения, сделавшие наш округ передовым регионом и знаковые законы, принятые во время их руководства: первый Устав, статус Ямала как равноправного субъекта и противоборство с Тюменью, закон об оленеводстве, кто и как придумывал ямальский герб и многое другое – в нашем большом материале, посвященном юбилею Заксобрания ЯНАО.
Председатель первого созыва (1994 – 1996 гг.) - Бабин Николай Андреевич
Человек с широкой улыбкой и распахнутым лицом. Он начинал работать на селе: поил телят, доил коров. Гораздо позже на Ямале стал директором совхоза «Байдарацкий». А был избран спикером первого созыва Государственной Думы округа. Сегодня он говорит: начинали с чистого листа. Но смогли принять главный документ округа – Устав.
«Были дебаты, были споры, когда принимали законы. С чистого лица, ничего же не было! Даже тот исполком, который работал, никаких же документов не было оставлено. И хорошо, что первый депутатский корпус сильный был: Левинзон, Подшибякин, Комарова, Лебедевич. И, зная хорошо округ, думая о его дальнейшей судьбе, мы приняли Устав, который сегодня позволяет расцвести и Ямалу, сохранить традиционные отрасли, нефтегазовый комплекс и взаимоотношения с Тюменской областью. Это было такое непростое время. Но мы это сумели сделать. И сегодня даже чуточку гордимся, что мы были первыми и сумели сделать первый шаг», - говорит Николай Бабин, экс-председатель Государственной Думы ЯНАО с 1994 по 1996 гг.
Председатель второго созыва (1996 - 1998 гг.) - Корепанов Сергей Евгеньевич
Время противоборства округов – Ямала и Югры - и Тюменской области. Самый острый вопрос этого периода – статус Ямала - как равноправного субъекта страны. Более двадцати раз депутаты рассматривали вопросы, связанные со статусом округа и взаимодействием с органами власти области.
«Страсти кипели. Я не буду вам раскрывать все, но мы вынуждены были один раз проводить заседание в час ночи! К нам приехал специально Рем Вяхирев и первый заместитель руководителя Администрации Президента Александр Казаков. Страсти кипели мощно и ставилась судьба! Или грудь в крестах, или голова в кустах. Слава богу, головы в кустах нет», - сказал Сергей Корепанов.
По мнению Сергея Корепанова, есть два ключевых момента, которые в значительной степени предопределили судьбу Ямало-Ненецкого автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации.
«Во-первых, это решение Конституционного суда, на котором я, будучи председателем окружной Думы вместе с председателем Ханты-Мансийской Думы, а в то время им был Собянин Сергей Семенович, отстаивали на заседании Конституционного суда статус округа как равноправного субъекта Федерации. Особенно в части взаимоотношения с областью. Это удалось. И с той поры округ сохраняет этот статус. И максимально эффективно использует его и во взаимоотношениях с федеральными структурами и с областью. Второй момент, на чем я бы хотел акцентировать внимание, а именно в эти годы был заключен договор между органами власти наших трех субъектов, который определи основные рамки взаимодействия и опять же работал на перспективу, работал на все последующие годы. Компромисс достигли. И вот тот договор, который заключили между органами власти. Та программа Сотрудничества, которая сейчас функционирует, она – хорошее свидетельство тому», - заключил Корепанов.
Председатель второго созыва (1998 - 2000 гг.) - Артюхов Андрей Викторович
В январе 1998 года полномочия Сергея Корепанова были досрочно прекращены – его избрали председателем Тюменской областной Думы. Спикером ямальского парламента стал Андрей Викторович Артюхов. Знаковыми для этого периода стали вторая редакция Устава округа и закон об оленеводстве.
«Закон об оленеводстве - это закон специфический. Не каждому региону он интересен. Поэтому мы тут были пионерами. И шла некоторая борьба между тем, что наши коллеги, представляющие коренные народы, хотели представить все это в виде льгот, особых условий, связанных с землей, например. Были представители промышленных предприятий, которые, конечно, хотели сделать все эти вещи послабее, чтобы не было каких-то сильно больших обязательств. И вот мы дискутировали и находили какие-то компромиссы», - вспоминает Андрей Артюхов.
Еще одним ярким событием была разработка Герба Ямала. Процесс этот был долгий и мучительный.
«Может быть, я открою тайну, но все равно последнее слово оставил губернатор Юрий Васильевич Неелов. И никак он не видел того, чего хотел. Мы писали, творили, показывали ему. И он говорил: «Что-то не так, еще давайте!». У меня был рисунок, мой личный, когда два белых медведя держат буровую. А Харючи говорит: «Андрей, хоть что со мной делай, не будет оленя, я против такого герба». Я говорю: «Понял тебя. Давай тогда оленя в центр, медведей по бокам, вместо песцов». Он согласился и спрашивает - а куда буровую? А буровую в корону запихаем! Получилась буровая в короне. Медведи справа и слева. Принесли губернатору, он говорит: «Во! Наконец-то принесли то, что надо!».
Председатель третьего созыва (с 15.04.2000 до 01.11.2000 гг.) - Артеев Алексей Владимирович
Алексей Артеев возглавлял ямальский парламент всего несколько месяцев. Если первый созыв депутатов формировал нормативную базу с нуля, то депутаты третьего созыва начали приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным.
«Достаточно нормативных актов было принято. И нам надо было сохранить именно специфику региона. Потому что в отличие от той же самой Тюменской областной Думы и других субъектов - у нас по традиционному природопользованию, социальной защите, связанной со спецификой Севера - все это нужно было выстраивать с нуля. Это было очень трудно. Здесь без участия органов власти это невозможно было сделать, потому что они являлись носителями предметной информации», - рассказывает Алексей Артеев.
Председатель третьего, четвертого и пятого созывов (2000 - 2015 гг.) - Харючи Сергей Николаевич
Современный образ ямальского парламента сформировался при Сергее Харючи. Старейшина депутатского корпуса затруднился выделить что-то одно. За эти годы принята целая лавина законов. Это и базовые законы округа по местному самоуправлению, образованию и культуре. Изменения вносятся в выборное законодательство, жилищное, природоохранное и, конечно, как всегда, внимание социальной сфере и проблемам коренных малочисленных народов Севера. Многодетным предоставляют земельные участки и вводят региональный материнский капитал.
«Самое важное направление – это социальные вопросы, которые обеспечивали социальную защиту и гарантии для жителей автономного округа. Ну понятно, что вопросы природоохранной направленности, экономического развития, они все важные. Но я всегда очень гордился, что мы не подвергали серьезным потрясениям жителей нашей территории», - говорит Сергей Харючи.
Председатель шестого созыва (с 30 сентября 2015 года по настоящее время) - Ямкин Сергей Миронович
Главным достижением этого созыва спикер Сергей Ямкин считает введение своего рода нулевого чтения региональных законопроектов. Прежде, чем рассмотреть судьбоносные документы, депутаты обсуждали их в муниципалитетах с жителями. Это касалось и закона «Об аквакультуре, рыболовстве и сохранении биологических ресурсов» и инициативы депутатов ямальского парламента, по которой северные кочевники смогут усыновлять детей.
«И во многом эти законы, что по рыбному хозяйству, потом по опекунам - они выстроены в том плане, что выстроены не только от нас, властей, мы смотрели на реакцию людей. И потом уже подстраивали под юридическую основу», - подчеркнул Сергей Ямкин.