Возрождение малой авиации начинается на Ямале!
Первые ласточки ямальской малой авиации - легкомоторный самолёт отечественного производства. Он идеально подходит для территорий, где абсолютно нет дорог, потому что может сесть практически на любую поверхность.
Второй такой же стоит рядом, его купили полтора года назад, и испытания севером он уже прошел. Оба самолета принадлежат Федерации легкой авиации Ямала. Своей задачей она ставит найти оптимальную для Крайнего Севера модель, которая сможет составить конкуренцию дорогим для пассажирских перевозок вертолетам МИ.
Четырехместный самолет-амфибия разгоняется и взлетает меньше, чем за полминуты, чтобы подняться в воздух ему нужно всего-то двести метров ровной поверхности. Несмотря на компактность, может летать без дозаправок до полутора тысяч километров. Хотя испытания второго такого же показали, что в хорошую погоду и две тысячи километров не проблема. И работает он, кстати, на бензине А 95 – «ест» не больше 30 литров в час. Почти как мощный внедорожник. А прибавить сюда еще его безопасность - так вообще находка.
«Есть такой показатель, как аэродинамические качества самолета, крыла в частности, допустим, при отказе двигателей, он может успешно планировать и производить посадку»,- говорит пилот Владимир Мицык.
Цена, кстати, такой ласточки, точнее, журавля - их назвали стерхами - всего 12 миллионов. Но, безусловно, для эксплуатации на Севере он ещё требует доработок. К примеру, летать на нём можно только днём, да и всем требованиям арктического климата он пока не отвечает.
«Самолет необходимо дорабатывать. Например, такими функциями как электроподогрев стекол, подогревом кабины…совершенству нет предела»,- замечает член СФ от ЯНАО ФС РФ Александр Ермаков.
Конечно, конкретно эта модель конкуренцию в массовых перевозках не составит - в ней всего три пассажирских места. Если только в качестве такси.
На небольшом самарском авиазаводе, где сконструировали и собрали ямальских «стерхов», создаются лучшие российские гидросамолеты. Сейчас здесь над очередным детищем непрерывно трудятся несколько десятков человек. Сначала он был на бумажных чертежах, теперь полноразмерным макетом.
Самолет – амфибию Л-72 увеличили в размерах, сохранив при этом его главные качества - безопасность, маневренность и экономичность. Пожелания пилотов с Севера тоже, естественно, учли. Основная сложность полетов – это сам арктический климат.
«Мы столкнулись с проблемой обледенения изнутри кабины пилотов, когда всё покрывается инеем, это происходит при температуре - 30, пришлось решать задачу, сделали электрический подогрев»,- поведал инженер-конструктор ООО «Авиационные технологии» Василий Мирошников.
Построить первый многоместный самолет для северян в Самаре рассчитывают к лету. Но пока на Севере малая авиация - в основном удел энтузиастов. Скоро всё изменится. Старт её возрождения дали и в федеральном и в региональных правительствах. Финиш будет, когда малая авиация полностью охватит большие северные просторы и удаленные маленькие поселки.