Сохраняя мир. История и судьба первой Российской атомной подводкой лодки

Предлагаем вспомнить историю, которая случилась относительно недавно, но получила продолжение только сейчас. Речь о подлодке К-3 или «Ленинский Комсомол». Она находится неподалеку от плавдока Паллада и долгое время была и гордостью и головной болью судоремонтного завода. Именно в этой субмарине воплотилось противостояние Восток - Запад. К-З - первая советская подлодка, которая стала ответом на американские «Наутилус» и «Сивульф». Она охраняла подводный и тогда двухполярный мир. На ней учились, как строить такие лодки, как их обслуживать и как на них служить. До последнего времени ей не было места в советско-российской истории, и, вот кажется, дело сдвинулось с мертвой точки – легендарная лодка найдет своё последнее пристанище и станет музеем.

Первую российскую атомную подводную лодку называют «Гимном отечественному научно-техническому прогрессу своего времени». Характеристики К-3 были невероятными: 300 метров глубина погружения, скорость 23 узла. Для корпуса специально сварили уникальную сверхпрочную сталь. Ее и сейчас используют при строительстве современных атомоходов.

В 1945 году после окончания Великой Отечественной Войны и бомбардировки Хиросимы, стало окончательно понятно, с какого рода угрозами столкнется современный мир. Распространение ядерного оружия на земле, воздухе и воде было вопросом времени и этого времени у СССР было мало. В кратчайшие сроки ученые-ядерщики и инженеры не только создали силовую установку, но и поместили ее внутрь новейшей подводной лодки. Имя ей К-3 «Ленинский комсомол» основоположника современного, отечественного атомного подводного флота. Как отличаются между собой лодки первого и третьего поколения видно не вооруженным глазом.

Главный конкурент советской субмарины - американский «Наутилус» был создан на базе традиционной дизельной лодки, в которую просто поместили реактор. Советские же конструкторы пошли своим оригинальным путем. Революционный корпус каплевидной формы обеспечивал скорость. Поначалу лодка проектировалась под одну единственную ядерную торпеду длиной 40 метров. Потом, правда, от идеи отказались в пользу обычного вооружения. «Это сложнейший процесс. Эта лодка - сложнейшее изобретение. Это удар возмездия. Не для того мы их делали, чтобы кому-то угрожать, мы всегда были догоняющей стороной. Мы всегда должны были нашими лодками сберечь мир», - поясняет конструктор АПЛ первого и второго поколений Радий Шмаков.

Мир сберегли, осталось сберечь «Ленинский Комсомол». У стендов музея конструкторского бюро «Малахит» Радий Шмаков приводит в пример страны, сохранившие свои достижения в области создания АПЛ: Англия, Франция и, конечно же, США. Еще в 1986 году они превратили свой «Наутилус» в действующий музей. «Было бы неплохо иметь музей подводной лодки, где каждый мог бы посмотреть, как наши старшие товарищи создали такое уникальное сооружение», - надеется конструктор.

Похоже что в судьбе легендарной лодки наступили долгожданные перемены. К-3 готовят к спуску на воду. Судостроители провели, по сути, уникальную операцию: для того, чтобы достать ядерный реактор, лодку разрезали на части, теперь их нужно соединить воедино, подлатать легкий корпус, проверить состояние балластовых емкостей. Место реактора, займет альтернативная секция корпуса лодки похожего проекта.

Есть несколько вариантов размещения «К-3» на вечной стоянке. Наиболее вероятные из них Санкт-Петербург и Мурманск. К слову в Мурманске уже есть подобный опыт. Место у пирса рядом с первым отечественным ледоколом «Ленин», еще свободно.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика