Найти слабые места и эффективные решения. О чём говорили на пятом международном форуме «Ямал Нефтегаз»
Арктика преображается буквально на глазах. Попробуйте представить: только на Ямале сейчас уже зарегистрировано 425 компаний ТЭКа, геологоразведки и сервиса, ЖКХ, строительства и транспорта. Семимильными шагами наращивается добыча углеводородов и достраивается мощнейший порт для круглогодичных перевозок по Северному морскому пути. Роль нефтегазовой индустрии в арктическом регионе в российском и мировом энергетическом балансе, стратегию нефтегазовых компаний по развитию текущих и запуску перспективных проектов обсудили на пятом международном форуме в Салехарде.
Политики, ученые и, самое главное, промышленники – мировой интерес вновь смещен к Арктике. Это форум «Ямал Нефтегаз», собравший в Салехарде более 200 гостей. А значит, есть возможность найти слабые места отрасли и эффективные решения. Вот, к примеру, геологоразведка – начало начал. Для воспроизводства минерально-сырьевой базы нынешние объемы геологиии нужно увеличить минимум в 5 раз.
На действующих месторождениях готовятся к добыче трудноизвлекаемых углеводородов. К примеру, в глубоких залежах гиганта Медвежьего, разрабатываемом уже больше сорока лет, может храниться еще около триллиона кубометров газа. На Бованенково идет сейсморазведка – голубое топливо ищут под сеноманом. Чтобы такая добыча была выгодна недропользователям, пора менять подходы.
Ямал уже начал стремиться к диверсификации экономики – в апреле открыли вторую очередь Вынгапуровского завода – 99 процентов поступающего в его трубы газового сырья перерабатывается. 2016, кстати, газовики и нефтяники между собой называют годом открытий. На осень запланирован запуск в промышленную эксплуатацию Восточно-Мессояхского месторождения. Это самые северные в России залежи нефти, разрабатываемые на суше. Промысел находится на полуострове Гыдан, и, несмотря на отсутствие какой-либо транспортной инфраструктуры, его обустройство завершилось в рекордные сроки - менее, чем за три года.
Нефть с Мессояхи будет поступать в магистраль «Заполярье-Пурпе», до которой, используя уникальные технологии, от месторождения протянули около ста километров трубы.
«Было принято, на самом деле, инновационное решение о том, чтобы проложить нефтепроводы под реками. Было произведено наклонно-направленное бурение двух переходов рек, один переход составил порядка 600 метров, а другой практически 900 метров», - говорит заместитель генерального директора по перспективному планированию АО «Мессояханефтегаз» Александр Бодрягин.
Две недели назад распахнулись «Ворота Арктики». Ключевой проект для компании "Газпром нефть", страны и региона. Арктический терминал – это новый уровень логистики по вывозу нефти с полуострова Ямал европейским покупателям. Качество этой нефти куда выше общепризнанного Brent.
И если в Новом Порту транспортный вопрос решен, то другой проект - «Ямал-СПГ» - ждет свою артерию – Северный Широтный ход. Весь проект чуть более 700 километров. Дорогу нужно было строить вчера, говорят специалисты, ведь запуск первой очереди завода уже в следующем году.
«Это исторически так: к Медвежьему месторождению из внешней сети дорога пришла через 10 лет, к Уренгойскому через 4 года после начала освоения. Единственное, только для Бованенковского месторождения в новой стратегии «Газпром» построил сначала железную дорогу, а потом быстро сделав освоение. А вообще, железная дорога дает возможность более быстро осваивать территорию, чего до сих пор концептуально пока в стране не принято», - рассказывает генеральный директор ОАО «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт.
Главные действующие лица стройки – федеральный бюджет, регион и инвесторы. В окупаемости железной дороги сомнений нет – в год по ней будут перевозить до 24 тонн грузов. Но камень преткновения пока – мост через Обь.
О том, как осваивать не разрушая, говорили в отдельном блоке форума – экологическом. Закон об Арктической зоне все еще обсуждается, а пока родилась другая идея, которая будет действовать сейчас и сегодня. Григорий Ледков предложил подписать трехсторонний меморандум: между промышленниками, властью и общественными организациями. Документ хоть и добровольный, но поможет следить за состоянием окружающей среды. Инициатива уже нашла поддержку, а Ямал будет первым регионом, применившим такую практику.